Тайны Русской православной церкви Гл.8 ч.7. Схима — что это такое

Содержание

Схима: вид, образ или «схема» ангела

«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнутым воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей. Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы. По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».

Но почему же схиму называют ангельским образом, малым или великим? Дело в том, что древнегреческое слово τό σχῆμα (shēma) означает вид, образ, фигуру и т.д. От него произошло и всем известное слово «схема». В данном случае же имеется в виду, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Принесение ими обетов и следование им можно метафизически толковать так, что они призваны стать своего рода бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω – иметь, сдерживать. Получается, что схема – это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: “Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».

Что значит «принять схиму»? Тайны Русской православной церкви Гл.8 ч.7.

Схимники — это такие монахи, которые живут при монастырях и храмах. Их еще называют схимонахами — монахами, принявшими в своей жизни высшую степень послушания. С древнегреческого «схима» означает «образ» и в православии является торжественным обетом, подразумевающим соблюдение особенно строгих аскетических правил ведения жизни.

Есть в России храм Николая Чудотворца, что в Ярославской области, где якобы живет такой монах-старец.

Он ведет глубоко отшельнический образ жизни. А еще он предсказывает будущее.

В связи с этим была написана книга, имеющая одноименное название «Схимник». Она не похожа ни на одну другую книгу по своему смыслу и содержанию. И что самое удивительное, в редакцию она также попала волшебным образом.

«Схимник» Анхеля де Куатьэ

Это необыкновенная книга, написанная простым языком от первого лица и имеющая глубочайший смысл. Она затрагивает не только тему подвига жизни схимника (это отшельник, живущий недалеко от буддийского храма). Книга открыто задает главные вопросы человеку, читающему ее: о смысле жизни, о предназначении, о тех возможностях судьбы, что предоставляются раз в жизни. О том, что никогда не поздно обратиться лицом к источнику света, к божественной силе, чтобы начать служить ему, неся в мир любовь…

Читать еще:  Древний вавилон и царь соломон. Соломо́н, царь Израильский

В книге описано, как за считанные часы человек преодолевает огромное расстояние — и в физическом плане, и в духовном (постепенно приближаясь к своему истинному я), чтобы найти схимника и попросить у него Скрижали Жизни. Эта задача ему предназначена была с рождения. Простой парень из Питера должен был участвовать в единоборстве сил света и тьмы на строне сил света, чтобы в итоге одержать победу над тьмой. И он прошел весь путь, он нашел схимника.

А оказалось, что Скрижалей у того нет и что живут они внутри обычных людей, разбросанных по всему миру! Просто в суете дней каждый из них немного забыл об этом, утратили связь со своим внутренним источником Света. Но ведь никогда не поздно вспомнить о своем предназначении! Об этом книга.

Схимонах при храме в Никольском

А что касается реальной жизни, то в России есть такой старец Иоанн — схимник-монах при храме Святого Николая Угодника, расположенного в Ярославской области (Угличский район, село Никольское).

Сколько лет он там уже обитает, неизвестно.

Эта обитель была построена в конце XVIII века за счет денежных вложений графа Шереметьева. Он на тот момент являлся хозяином той деревни, на территории которой был возведен храм.

Это каменное пятиглавое сооружение, имеющее ярусную колокольню начала XIX века. А также в этой обители 5 приделов:

  • Владимирский
  • Василия Блаженного.
  • Богородице-Рождественский.
  • Мученицы Агриппины.
  • Ильинский.

Это достаточно большое количество, что еще раз подчеркивает, что храм достаточно просторный.

Именно при нем уже много лет живет схимонах Иоанн. Но похоже, он живет настолько отшельнической жизнью, что его никто практически не видит.

А еще есть его пророчества, которые он изрек на нынешнее время…

Предсказания старца Иоанна

На самом деле человечество в некотором роде уже устало от пророков и пророчеств, которых насобиралось великое множество за последние тысячелетия. Они говорят и о катаклизмах в разных частях света, и о конце света.

А потому предсказания старца Иоанна серьезно воспринимает только часть людей. Возможно, его слова правдивы, потому как в восточной мудрости есть же изречение, что надо будет — и муравей станет вестником. И неважно, видел ли кто-то этого схимника и можно ли установить его личность. Но это все спорные вопросы, единого мнения достигнуть непросто.

Иоанн говорит о том, что в случае предания земле тела В. И. Ленина есть вероятность затопления столицы. И не только ее, но Астраханской и Воронежской областей. А также Санкт-Петербурга. Что это будет великое бедствие для россиян, сопровождающееся и голодом, и большими разрушениями, и жертвами.

Единственное спасение — это обратиться к истинной чистоте, любви, божественному свету. И молиться.

Предсказание об объединении славян

Еще старец-схимник Иоанн говорит о драконе и медведе. Они разрывают на части каждого, кого захотят. Возможно, это борьба сил добра и зла, света и тьмы…

Но придет Серафим Саровский, который и объединит все славянские народы. И будет над ними один царь…

Старец постоянно говорит о праведной и чистой жизни, о молитве. И в этом спасение каждого, силы света защитят от влияния тьмы. Выбор есть всегда! Ведь человек — это единственное существо во Вселенной, обладающее свободой воли.

Еще несколько слов об этих необыкновенных монахах

Говорят, что живут схимники по две-три сотни лет — где-то в самом сердце тайги… А еще, что отшельник может быть лишь один, а потом ему на смену приходит другой — через сотню лет…

Но известно точно, что схимники — это не простые монахи, они ведут очень аскетичную жизнь, много времени проводят в молитвах… Все это способствует глубочайшему очищению сознания и духа. Но очень хорошо настраивает на божественную волну. То есть можно считать, что они становятся проводниками энергии и информации наивысшей чистоты. А потому кто знает, возможно, в их словах есть доля истины.

Каждому, кто пожелал посвятить свою жизнь иноческому подвигу и достигнуть в этом деле высот, предстоит пройти три этапа, из которых и состоит путь к его вершине. Тройственная структура системы монашества включает в себя рясофор, мантию (или малую схиму), а также высшую ступень — великую схиму. Чтобы уяснить значение слова «схимник» и понять всю глубину заложенного в нём смысла, рассмотрим все три ступени, ведущие к этому

Вступление на иноческий путь

Когда мирянин приходит к мысли, что его дальнейший жизненный путь должен пройти в стенах монастыря, он обращается с прошением к настоятелю выбранной им обители, и тот, если не видит к тому препятствий, даёт ему шанс проверить свою готовность отрешиться от всего мирского ради спасения души и обретения вечной жизни. Будущие схимники — это люди, прежде всего обладающие глубоким смирением, поэтому они, независимо от своего возраста и положения в мирской жизни, покорно склоняют головы перед необходимостью стать на время учениками и младшими братьями прочих монахов.

Испытание твёрдости намерений

Для того чтобы новообращённый инок смог в полной мере проверить серьёзность своих намерений и делом доказать готовность вступить в новую для себя жизнь, его постригают в рясофор. Это первая, начальная стадия монашества, которую не миновал ни один прославленный старец-схимник. Само слово, обозначающее её, переводится с греческого как «носящий рясу». Во время священного обряда новичку выстригают крестообразно волосы и читают особые молитвы, однако он при этом не даёт никаких обетов, и ему не меняют имени. С этого дня новопостриженник получает право носить рясу и камилавку — монашеский головной убор.

В его жизни начинается то, что в миру принято называть испытательным сроком. Разница заключается лишь в том, что растянуться он может на долгие годы, и его конец определяет сам настоятель обители. В течении всего этого периода рясофорный монах, или, как ещё принято говорить, послушник, имеет право отказаться от задуманного и вернуться к мирской жизни. При этом он не понесёт никакого церковного наказания, на него не будет возложена епитимья.

Вторая ступень монашеского пути

Следующий этап, который должны пройти будущие схимники, — это пострижение в мантию, или, как её называют, малую схиму. При этом они дают обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Тем самым обещают Господу до конца земной жизни беспрекословно подчиняться воле своих духовных отцов и исполнять любое послушание, наложенное на них монастырским начальством, не иметь никакой личной собственности, а довольствоваться только тем, что принадлежит всей братии, и, наконец, отказаться от супружества и интимной жизни.

Их повседневный гардероб с этого дня включает в себя, кроме рясы, длинную накидку без рукавов — мантию, которая и дала название этому этапу монашеского пострига. Кроме того, их голову покрывает клобук — высокий головной убор, поверх которого крепится четырёхугольный плат, именуемый параманом. Дополняют облачение чётки и пошитые особым образом сандалии. Каждый, кто удостоился пострижения в малую схиму, становится на путь строгого аскетизма.

Читать еще:  Примеры тождественных преобразований. Тождественные преобразования

Он предполагает отказ от всех обычных земных удовольствий, направленных на ублажение плоти, и концентрирует все свои усилия на непрерывном духовном росте. Умаление или даже отрицание чувственного внешнего мира ради будущей вечной жизни — вот основополагающий принцип аскезы. Схимники — это люди, окончательно порвавшие со своим прошлым и лишённые возможности вернуться к прежней жизни, не понеся строгого церковного наказания.

Вершина монашеского подвига

Высшей ступенью монашества является великая схима. Она требует наиболее полного, предельного отречения от мирской жизни во имя единения с Богом. Во время обряда дают ещё раз те же самые обеты, что и прежде, но они при этом имеют более строгую форму. Это, в свою очередь, даёт дополнительный толчок к их неукоснительному соблюдению.

Каждый, кто постригается в великую схиму, получает новое имя, благодаря чему у него увеличивается число небесных покровителей, помогающих сносить все тяготы и укрепляющих на пути к спасению. Не случайно схима именуется «ангельским образом». Дело в том, что само это слово греческого происхождения, а означает оно «вид» или «образ». Исходя из этого, схимники — это носители образа ангела, которому они уподобляются своим служением Богу.

Особенности жизни великосхимников

Жизненный уклад тех, кто принял великую схиму, имеет свои особые черты. Они живут отдельно от остальной братии, и их послушания ограничиваются только духовничеством и служением литургии, ведь схимник — это монах, полностью отрешившийся от повседневных земных попечений. Например, если великую схиму принимает епископ, то он слагает с себя управление епархией, так как эта область деятельности предполагает решение не только духовных, но и хозяйственных вопросов. То же касается и иеромонахов, то есть монахов, имеющих священнический сан, — они также освобождаются от всех прочих обязанностей.

Монахов, достигших высшей степени (великосхимников), нетрудно узнать по их специфическому облачению. Оно состоит из рясы, особого вида парамана, который называется аналавом, хитона и пояса. Главу его венчает куколь — остроконечная шапочка с изображением креста, и дополняют убранство сандалии и чётки. Все элементы облачения имеют чёрный цвет, наводящий на мысли о смерти и исходе из земной жизни.

Монашество — истинное воинство Христово

Зародившееся в Египте в первые века христианства, монашество обрело на нашей земле благодатную почву и сделалось неотъемлемой частью русского православия. Но едва ли его можно представить в отрыве от высшей формы, её венца — великой схимы. Что значит схимник, достигший этой высочайшей ступени, можно уяснить себе из трудов святых отцов, видевших в нём образ полнейшего отчуждения от всего земного, смерти для мира тленного и предначатия жизни вечной.

Один из основателей монашества — преподобный Нил Сорский — дал очень меткую характеристику всем трём его ступеням. В своих трудах он писал, что первый этап, рясофор, подобен принятию новобранца в войско Христово, где он должен неустанно постигать искусство будущих побед. Мантия же, по его словам, — это выступление в боевой поход, а великая схима — не что иное, как генеральное сражение, которое дают войска, приведённые в полную боевую готовность.

Соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха .

Есть несколько подготовительных степеней православного монашества , но к пострижению в схиму относятся: Малая схима (или мантия) и Великая схима . Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду именно Великую схиму.

Первоначально оно означало монашеское одеяние. Схимники в раннем Христианстве (III-V века нашей эры) в основном уходили в Египетские пустыни. Некоторые из них, такие как преподобный Пахомий Великий , позднее основывали или присоединялись к уже существующим монастырям. Многие схимники причислены к лику святых [ ] .

Что такое схима: схимонахи в православии

Люди, которые ощущают особую связь с Богом, порой выбирают нелегкий жизненный путь — монашество. Однако стать монахом совсем непросто. Нужно пройти ряд испытаний, чтобы получить высшую степень монашеского пострига.

Рясофор, малая и великая схимы — три этапа монашества, которые выделяет Православная Церковь. Высшей степенью монашества в православии является облачение в великую схиму. Если про нее говорят без уточнения, то подразумевается как раз великая. Многие далекие от монашеской жизни люди хотели бы узнать, кто такие схимонахи.

Что такое схима

Схи́ма (от древне-греческого слова «σχῆμα» — образ, внешний вид) — это зарок соблюдать суровые монашеские правила поведения. Одежда монаха имеет аналогичное название.

Происхождение слова и значение понятия

Для того, чтобы понять значение слова, нужно обратиться к его истокам. Древнее греческое слово shēma переводится как образ, фигура, вид. Производной от этого слова является «схема».

Умирая для простой земной жизни ради соединения с Богом, постригающиеся в схиму приобретают ангельский вид, то есть после принесения обетов они становятся бесплотными ангельскими образами, «схемами». То есть, схема удерживает человека от грехопадения, как некий остов.

Историческая справка

В III-V вв. н. э. на египетских и сирийских территориях появились первые монахи. Целью их являлось обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане, отрекаясь от мирской суеты, понимали заповеди Христа и учение апостолов буквально. Поэтому, уходя в Египетские пустыни, они зачастую жили отшельниками.

При отсутствии возможности поселиться вдали от людей, монахи давали обет вселения в затвор, закрываясь в одиноких пещерах как в гробу и тем самым полностью отказывались для мира, оставаясь наедине с Богом. Они и стали называться схимонахами.

Некоторые из них стали основывать монастыри или присоединяться к уже существующим. Таким образом затворничество перестало быть основным обетом.

Первые схимонахи и схимонахини

В практике восточного монашества начала IX века окончательно установилось трехступенное деление монашествующих.

Они разделялись на:

  • новоначальных (послушников);
  • малосхимников;
  • великосхимников.

Уставом патриарха Алексия монахов разных степеней различали друг от друга по одежде.

В России разделение монахов на степени ввел преподобный Феодосий Печерский .

  1. С XII по XIV век в богослужебной практике русской церкви господствовала сербская редакция посвящения в ангельский образ, которая шла с Афона и отличалась от греческого оригинала.
  2. С XV в. чин малой схимы был исправлен по греческим молитвословам .
  3. Чинопоследование великого ангельского образа подверглось значительному сокращению лишь в XVII веке.

Иноки — древнее русское название монахов, которое происходит от слова «иной». Чернецом (черницей) иногда называли монахов (монахинь) из-за черного цвета одежды.

Преподобный Пахомий Великий — один из первых схимонахов. Он упорядочил чин пострижения. На четвертом Вселенском Соборе произошло закрепление системы монашества, благодаря которой пустынники, жившие в монастырях, стали называться схимонахами, или затворниками. К лику святых были причислены многие из этих затворников.

Дальнейшая судьба схимонашества

В XVIII-XIX вв. государственная политика была такова, что пострижение в схиму прекратилось. Но в 1887 г. игумения Евфрасия (Лихарева) из Успенского женского монастыря осмелилась просить Владимирскую Духовную Консисторию о пострижении трех монахинь, отличавшихся высокой духовной жизнью, в великую схиму.

Прошение приняли с неподдельным удивлением. В июне того же года после разъяснительной переписки Архиепископом Феогностом (Лебедевым) пострижение было разрешено.

Читать еще:  Связь фонетики с немовознавчимы дисциплинами. Звуки речи

Благодаря сохранившимся в монастыре документам, об этих монахинях-схимницах Евфрасии, Анастасии и Анатолии имеются довольно подробные сведения.

Современное положение

Термин «малосхимники» не употребляют в современном православии. Постриженника в малую схиму называют просто — монах. Великосхимник — это идеальный образ монаха, путь обретения совершенства.

Первоначально схимонахи почти не общались ни с кем и без устали читали молитвы. Но в XIX–XX вв. в мужских и женских монастырях многие старцы и старицы (схимонахи) в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости. По этой причине правящий архиерей благословил схимонахов на утешение приходящего народа.

К схимонахам в Оптину Пустынь, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь, Лавру Преподобного Сергия и другие монастыри стали приезжать люди.

Многие схимонахи были причислены к лику святых после своей смерти. Самыми знаменитыми обителями являются Оптина Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.

В ХХ веке в России великий ангельский образ приняли многие монахини. Одна из принявших постриг в 1969 году в Вильнюсе — матушка Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря. Обычно при постриге дают новое имя, но матушке Варваре оставили ее монашеское имя в честь святой великомученицы Варвары.

Виды схим

Существует два вида монашеских схим — малая и великая.

Малая

Мантия, надеваемая поверх рясы, является отличительной особенностью малосхимника. Облачение его составляют ряса, параман, клобук, мантия, сандалии и четки.

Великая

Великая схима в Православии подразумевает под собой совершеннейшее отрешение от мира для духовного соединения с Богом.

Облачение состоит из рясы, аналава, куколя, мантии, четок, пояса и хитона. Схимонахи в русских монастырях освобождаются от всех монашеских послушаний, кроме литургии и духовничества.

Кто такой монах-схимник

Монаха, принявшего «великий ангельский образ», называют схимником.

Внешний вид

Все одежды монаха предназначены для духовной борьбы (брани) с миром, плотью и дьяволом.

Они являются всеоружием Божьим:

  1. Власяница, или хитон, является напоминанием клятвы нестяжания.
  2. Параман — небольшая четырехугольная плащаница , носимая на спине (хребте), на которой изображены восьмиконечный православный крест , Адамова голова и орудия Христовых страданий. Надпись гласит: «Азъ язвы Господа моего Iисуса Христа на тѣлѣ моемъ ношу «. Ношение этого плата постоянно напоминает о кресте, который взял на себя монах.
  3. Ряса (риза радования) — напоминает об обете послушания.
  4. Пояс кожаный знаменует подпоясание силой истины, обновление духа и умерщвление плоти.
  5. Мантия (паллий) знаменует охраняющую монаха силу Божию, а само облачение называется ангельским.
  6. Клобук (наглавник) — это шлем, который монах, словно воин, надевает для защиты от врагов (искушений) как надежду на спасение. Этот головной убор снимается на шестой день после пострижения. Новопостриженного из храма переводят в келью.
  7. Сандалии знаменуют готовность инока на всякое дело благое и послушание.
  8. Четки (вервица) называются мечом духовным, так как указывают иноку на постоянное пребывание в молитве. Также они нужны для совершения молитвенного правила.
  9. Кукуль (в переводе с древнегреческого означает «чепец, колпак») знаменует шлем спасения и указывает на высшую степень совершенства — младенческое беззлобие. Он является кругообразно расположенным капюшоном, скрывающим голову и плечи, имеет остроконечный верх и украшен крестами. Всего пять крестов: на челе, на груди, на обоих плечах и спине.
  10. Аналав — это украшенная крестами широкая длинная полоса с прорезью посередине. Носится на спине и груди, а надевается через голову. По сути, это то же, что параман для малосхимника.

Правила поведения

У схимонахов остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. То есть, кроме молитвенного служения, они ничем не занимаются.

Рясофор, наоборот, проходит испытание на выдержку, выполняя в обители разноплановые работы наравне с трудниками (проживающими в монастыре работниками).

Обеты

Монах дает при постриге три обета.

  1. Обет нестяжания (бедности) подразумевает полный отказа от какого-либо личного имущества.
  2. Обет целомудрия — это не только безбрачие, но и отрицание пола вообще.
  3. Обет послушания — отказ от собственной воли.

Принятие схимы

Существует три чина пострижения.

  • в рясофор — последование во одеяние рясы и камилавки;
  • в мантию;
  • в схиму.

Для чего нужно

Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.

Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:

  1. Первая ступень — испытания послушников, готовящихся к принятию самого подвига (монашества). Новоначальные живут много лет в монастыре как послушники, изучая все, что должен знать каждый монах, усердно трудясь и пребывая в молитвах.
  2. Монашествующих второй ступени называют малосхимниками, или совершенными.
  3. Третья ступень — это схимонахи, или совершеннейшие.

Постриг в рясофор

Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).

Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:

  • покаяние;
  • плач;
  • отречение от мирской суеты.

Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».

Облачение инока состоит из:

На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.

Постриг в малую схиму

Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.

Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:

  1. Первая часть состоит из увещания, принесения обетов послушания, нестяжания, целомудрия и аскетизма, наставлений давшему обеты, молитвы и наречения новым именем.
  2. Во второй части обряда совершается сам постриг и облачение в одежды.

Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.

Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.

Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.

Постриг в великую схиму

Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.

Постригаемого облачают в аналав и куколь, вновь нарекая новым именем. При этом за постригаемого теперь молится перед Богом еще один святой: он получает святого покровителя.

Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.

Видео

Постриг в великую схиму можно увидеть в этом видеоролике.

Первый иноческий постриг со времени возрождения Спасского женского монастыря г. Кобрина — в следующем видео.

Источники:

http://pravoslavie.ru/76131.html

http://latinkvartal.ru/chto-znachit-prinyat-shimu-tainy-russkoi-pravoslavnoi-cerkvi-gl-8-ch-7.html

Что такое схима: схимонахи в православии

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector