Социальные интересы и формы социального взаимодействия. Социальные интересы

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

что такое социальное взаимодействие? Каковы виды со­циальных отношений? Что такое интерес? Что такое конфликт?

Социальный интерес и социальное взаимодействие — предмет комплексного изучения разных социально-гумани­тарных наук. Так, социология исследует сущностные харак­теристики социального взаимодействия как родового поня­тия социальной науки, изучает его разновидности и прин­ципы регуляции, анализирует средства обмена, всеобщие виды и формы взаимодействий. Социальная психология рас­сматривает социальное взаимодействие как интерактивную сторону общения, обращая основное внимание на психо­логическое содержание, структуру и механизмы этого процесса.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Как вы уже знаете, интерес представляет собой одну из форм направленности личности. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребности. Социальные интере­сы — это одна из важных движущих сил деятельности лю­бого социального субъекта (личности, группы, какой-либо социальной общности, общества в целом). Они неразрывно связаны с потребностью данной общности. Напомним, что в отличие от потребностей, направленных в первую очередь на предмет удовлетворения, определенную совокупность мате­риальных и духовных благ, интересы человека, как прави­ло, направлены на те общественные условия, которые поз­воляют удовлетворить соответствующую потребность. К их числу можно отнести: социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

Социальность интересов обусловлена тем, что в них все­гда присутствует элемент сопоставления человека с челове­ком, одной социальной группы с другой. Таким образом, можно говорить о социальных интересах, т. е. интересах людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (поли­тическую партию, профессиональное объединение и т. п.).Набор специфических социальных интересов наряду с сово­купностью определенных прав и обязанностей — непремен­ный атрибут каждого социального статуса. В первую оче­редь эти социальные интересы направлены на то, чтобы сохранить или преобразовать те учреждения, порядки, соци­альные нормы, от которых зависит распределение благ, не­обходимых данной социальной группе. Поэтому различие интересов, так же как разница в уровне доходов, условиях труда и отдыха, уровне престижа и открывающихся пер­спективах продвижения в социальном пространстве, отно­сится к проявлениям социальной дифференциации.

Социальный интерес лежит в основе любых форм состя­зательности, борьбы и сотрудничества между людьми. При­вычные, устоявшиеся интересы, признанные общественным мнением, не подлежат обсуждению, приобретая таким обра­зом статус законных интересов. Например, в многонацио­нальных государствах представители различных этнических групп заинтересованы в сохранении своего языка и своей культуры. Поэтому создаются школы и классы, в которых ведется изучение национального языка и литературы, от­крываются культурно-национальные общества. Любая по­пытка ущемления подобных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих социаль-

ных групп, общностей, государств. Исторический опыт сви­детельствует, что, как правило, ни одна из социальных групп не поступается своими интересами добровольно, на ос­нове нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других групп или общностей. Наоборот, каждая из групп стремится к экс­пансии своих интересов, к закреплению достигнутого успе­ха и его развитию, как правило, за счет интересов других групп и общностей. (Проиллюстрируйте это положение при­мерами.)

Современный мир представляет собой сложнейшую сис­тему взаимодействия реальных социальных интересов. Воз­росла взаимозависимость всех народов и государств. На пер­вый план выступают интересы сохранения жизни на Земле, культуры и цивилизации.

Социальные интересы и формы социального взаимодействия
план-конспект урока по истории по теме

1) познакомить с основными формами соци­альных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) раз­вивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, де­лать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло­жения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дис­куссии, работать с документами; 3) формировать у школьников толерантность, уважение к другим людям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Социальные интересы и формы социального взаимодействия

Цели и задачи: 1) познакомить с основными формами соци альных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) раз вивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, де лать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло жения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дис куссии, работать с документами; 3) формировать у школьников толерантность, уважение к другим людям.

Читать еще:  Игры перестройки домов и играть барби. Игры для девочек

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-практикум.

I. Организационный момент

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебяубить!» — закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», — заметил старик.

О чем эта притча? О нас с вами. Время от времени каждый из нас желает доказать свою точку зрения во что бы то ни стало. Иногда такие разногласия перерастают в настоящую открытую борьбу. Почему так происходит? Как действовать, чтобы избежать подобного исхода? Об этом мы будем говорить на уроке.

Тема урока: «Социальные интересы и формы социального взаимодействия».

  1. Социальные интересы.
  2. Формы социального взаимодействия.
  3. Социальный конфликт.

II. Изучение нового материала

1. Социальные интересы

  1. Какие ассоциации возникают у вас при слове «интерес»?
  2. Итак, интерес — одна из форм направленности личности. А что такое социальный интерес?

(После ответов учеников в тетради записывается определение.)

Социальные интересы — интересы людей, составляющих какую-либо социальную общность, тот или иной коллектив, объ единение.

Исследуем природу этого обществоведческого понятия.

Работая с текстом учебника на с. 69-70, ответьте на следующие вопросы:

  1. На что направлены социальные интересы?
  2. Какие факторы определяют различия социальных интересов?
  1. Приведите примеры фактов, доказывающих, что социаль ный интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и соперничества между людьми.
  2. Считаете ли вы справедливым, что каждая из групп стремит ся к экспансии своих интересов, к закреплению достигну того успеха и его развитию за счет интересов других групп и общностей? Свою позицию аргументируйте.

Разбившись на творческие группы, предположите, какие со циальные интересы могут быть:

  1. первая группа — у жителей микрорайона;
  2. вторая группа — у всего человечества;
  3. третья группа — у учащихся вашего класса. Работу представьте наглядно.

Cовременный мир представляет собой сложнейшую систему взаимодействий реальных социальных интересов.

2. Формы социального взаимодействия

В повседневной жизни общества мы наблюдаем постоянное социальное взаимодействие. Попробуем представить формы со-1 циального взаимодействия людей графически.

К основным формам социальных взаимодействий относят сотрудничество и соперничество.

Сотрудничество предполагает участие в общем деле.(анализ схемы)

Пересечение и несовпадение интересов, связанных с коренными вопросами социального бытия нередко приводят к соперничеству участников социального взаимодействия. Как это проявляется в поведении людей? Стремятся превзойти друг друга, добиться определенного успеха в реализации своих социальных интересов.Каждая сторона рассматривает другую ,ее социальные позиции ,действия как препятствия на пути достижения своей цели.

Между ними могут возникать отношения зависти ,неприязни,озлобления,сила проявления которых зависит от форм соперничества.

Рис.1 Диаграмма Форм социального взаимодействия

Формы социального взаимодействия

Пересечение и несовпадение интересов, связанных с коренными вопросами социального

Предполагает участие в

  1. Общие интересы
  2. Деятельность в их защиту
  3. Заинтересованность
  4. Компромисс
  1. Насколько часто в вашей жизни вы сталкиваетесь с соперничеством и конфликтами?
  2. Надо ли изучать более глубоко эти формы социального взаимодействия? Почему?

Сейчас я запишу на доске слова «Конфликт — это. ». Закон чите фразу.

(Ответы записываются на доске, так появляется коллективное описание конфликта.)

  1. В каких отношениях находятся такие понятия, как «проти воречие» и «конфликт»?
  2. Можно ли представить себе разрешение конфликта без раз решения противоречий?
  3. Сколько людей требуется для конфликта?

— Какого типа люди чаще попадают в конфликтные ситуации?(фильм)

Это было ваше видение данного социального явления. По смотрим, какие определения дают понятию «конфликт» ученые-обществоведы.

Работая с текстом учебника на с. 71-72, внимательно прочитай те определения понятия «конфликт», найдите общие черты и черты отличия в суждениях ученых.

Представьте себе, что мы на заседании дискуссионного клуба, где рассматривается вопрос о роли конфликтов в жизни общества. В ходе обсуждения выявились две точки зрения.

Первая точка зрения: «Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами — помеха нормальному общению и сов местному труду. Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял челове ческое достоинство обеих сторон».

Читать еще:  Поездка в южную осетию. Абхазия и Южная Осетия

Вторая точка зрения: «Конфликты существовали и будут су ществовать, они — неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они — нор мальное явление в нашей жизни. »

— Подумайте, к какой позиции вы присоединитесь и почему.

Посмотрите на схему, которая познакомит вас с типологией конфликтов.

Социальные интересы и формы социального взаимодействия — СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Цели и задачи: 1) познакомить с основными формами социальных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать у школьников толерантность, уважение к другим людям.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-практикум.

I. Организационный момент

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя убить!» — закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», — заметил старик.

О чем эта притча? О нас с вами. Время от времени каждый из нас желает доказать свою точку зрения во что бы то ни стало. Иногда такие разногласия перерастают в настоящую открытую борьбу. Почему так происходит? Как действовать, чтобы избежать подобного исхода? Об этом мы будем говорить на уроке.

Тема урока: «Социальные интересы и формы социального взаимодействия».

1. Социальные интересы.

2. Формы социального взаимодействия.

3. Социальный конфликт.

II. Изучение нового материала

1. Социальные интересы

— Какие ассоциации возникают у вас при слове «интерес»?

— Итак, интерес — одна из форм направленности личности.

А что такое социальный интерес?

(После ответов учеников в тетради записывается определение.)

Социальные интересы — интересы людей, составляющих какую-либо социальную общность, тот или иной коллектив, объединение.

Исследуем природу этого обществоведческого понятия.

Работая с текстом учебника на с. 69-70, ответьте на следующие вопросы:

1. На что направлены социальные интересы?

2. Какие факторы определяют различия социальных интересов?

3. Приведите примеры фактов, доказывающих, что социальный интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и соперничества между людьми.

4. Считаете ли вы справедливым, что каждая из групп стремится к экспансии своих интересов, к закреплению достигнутого успеха и его развитию за счет интересов других групп и общностей? Свою позицию аргументируйте.

Разбившись на творческие группы, предположите, какие социальные интересы могут быть:

• первая группа — у жителей микрорайона;

• вторая группа — у всего человечества;

• третья группа — у учащихся вашего класса.

Работу представьте наглядно.

2. Формы социального взаимодействия

В повседневной жизни общества мы наблюдаем постоянное социальное взаимодействие. Попробуем представить формы социального взаимодействия людей графически.

— Насколько часто в вашей жизни вы сталкиваетесь с соперничеством и конфликтами?

— Надо ли изучать более глубоко эти формы социального взаимодействия? Почему?

3. Социальный конфликт

Сейчас я запишу на доске слова «Конфликт — это. ». Закончите фразу.

(Ответы записываются на доске, так появляется коллективное описание конфликта.)

— В каких отношениях находятся такие понятия, как «противоречие» и «конфликт»?

— Можно ли представить себе разрешение конфликта без разрешения противоречий?

— Сколько людей требуется для конфликта?

— Какого типа люди чаще попадают в конфликтные ситуации?

Это было ваше видение данного социального явления. Посмотрим, какие определения дают понятию «конфликт» ученые- обществоведы.

Работая с текстом учебника на с. 71-72, внимательно прочитайте определения понятия «конфликт», найдите общие черты и черты отличия в суждениях ученых.

Представьте себе, что мы на заседании дискуссионного клуба, где рассматривается вопрос о роли конфликтов в жизни общества. В ходе обсуждения выявились две точки зрения.

Первая точка зрения: «Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами — помеха нормальному общению и совместному труду. Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон».

Читать еще:  Кошелек скорпион. Какой кошелек нужен знаку Зодиака Водолей

Вторая точка зрения: «Конфликты существовали и будут существовать, они — неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они — нормальное явление в нашей жизни. »

— Подумайте, к какой позиции вы присоединитесь и почему.

Посмотрите на схему, которая познакомит вас с типологией конфликтов.

— Используя эту схему, приведите примеры конфликтов. Попробуйте определить причины конфликтных ситуаций, которые вы будете описывать.

Нас интересует природа и сущность социальных конфликтов. Научиться их преодолевать — вот главная задача.

— Как вы думаете, какие условия влияют на развитие социального конфликта? (Примерный ответ. Намерения участников конфликта либо добиться компромисса, либо полностью устранить соперников; отношения к средствам физического насилия; уровень доверия между сторонами; адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел; внешние обстоятельства.)

Все социальные конфликты проходят три стадии. Работая с текстом учебника на с. 73-74, заполните таблицу «Стадии прохождения конфликта».

Стадии прохождения конфликта

Период, в течение которого накапливаются противоречия

Совокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон

Принимаются меры для окончательного устранения противоречий, снятие социально-психологической напряженности

(Работа со схемой.)

Познакомимся с методами разрешения конфликта. Сейчас мы поговорим об основных видах поведения в конфликте или о стратегии и тактике в конфликте.

Встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите головы. После сигнала (хлопок в ладоши) все должны поднять головы и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Эта процедура повторяется до тех пор, пока вся группа не разобьется на пары. Затем нужно договориться, кто в паре будет «икс», кто «игрек».

«Икс» должен занять место на стуле, «игрек» встает перед ним. Сложите ладони ваших рук друг с другом. Ваша задача — зафиксировать свое внутреннее состояние во время упражнения. Итак, «игрек» давит на ладони «икса», «икс» сопротивляется (на эту часть достаточно 30 секунд). Стоп! Поменяйтесь местами и по команде повторите упражнение. Возвращайтесь в круг. Давайте поговорим о том, что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас.

Обратите внимание, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при давлении словами, интонацией. Неудивительно, что многие из них стараются избежать конфликта. Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».

Такой вид поведения так и называется — избегание.

Разбейтесь на две примерно равные группы. Одна группа должна найти положительные стороны избегания как формы поведения в конфликте, привести примеры из жизни. Вторая группа должна найти отрицательные стороны этого вида поведения в конфликте, проиллюстрировать их примерами.

— Предположите, почему люди могут избегать конфликтов. (Не хотят проиграть, нет времени, боятся серьезного отпора с другой стороны, не хотят делать из мухи слона и т. д.)

Разделитесь на четыре группы. Каждая группа выбирает представителя, которому из четырех карточек, которые я вам предлагаю, достается одна с названием одного из стилей поведения в конфликте и с соответствующим девизом.

Тексты на карточках

1. Конкуренция. «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

2. Приспособление. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

3. Компромисс. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

4. Сотрудничество. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».

1. Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства? Почему?

2. Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников и почему?

3. По каким причинам люди могут выбирать такой стиль поведения в конфликте?

4. Как можно охарактеризовать данный стиль поведения с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения степени сотрудничества в отстаивании интересов других?

5. Какой стиль вам показался наиболее конструктивным? Почему?

Каждая подгруппа должна обсудить и подготовить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения. Группы предъявляют свои результаты. Они называют девиз, полученный в качестве задания. После каждой показанной сценки вся группа обсуждает ее с точки зрения соответствия девизу и заявленному стилю. По ходу обсуждения на доске появляется схема.

Стратегия и тактика в конфликте

Таким образом, можно сделать следующие выводы, которые отражены в таблице.

Источники:

http://studopedia.ru/12_129980_sotsialnie-interesi-i-formi-sotsialnogo-vzaimodeystviya.html

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/05/20/sotsialnye-interesy-i-formy-sotsialnogo-vzaimodeystviya

http://compendium.su/social/11klass_1/8.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×
×
×