Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ

Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ

Название работы: Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ

Предметная область: Иностранные языки, филология и лингвистика

Описание: В языке действует строгий закон: отождествляются звуки различия между которыми связаны с разными условиями их произнесения. Звуки это разные звуки но говорящий обычно этой разницы не замечают: для них и [з˙] одна языковая еденица. В словах бар бор бур звуки [а] [о] [у]. Все звуки находящиеся в пределах этой зоны отождествляются говорящими и воспринимаются как один и тот же звук.

Дата добавления: 2013-09-20

Размер файла: 32.5 KB

Работу скачали: 37 чел.

Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ.

Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства. Два основные аспекта фонетики: фонема и звук речи.

Фонема как единица языка: сущность, функции.

ФОНЕМА (от греч. phoneoma — голос, звук, речь) — совокупность определенных признаков звука речи, которые позволяют различать слова в общем потоке звуков и отличают данную Ф. от других фонем. Ф. — это различительная единица звукового строя языка. Акустический образ Ф. возникает как обобщение различных вариантов слышимых в речи звуков, или, иначе говоря, как выделение и обобщение дифференциальных признаков Ф. Распознание Ф. облегчается тем, что каждая Ф. в языке противопоставлена другим хотя бы в одном признаке: звонкая — глухой, твердая — мягкой и т. д. Дифференциальные признаки Ф. выделяются в процессе словесного общения и подкрепляются благодаря пониманию слов, различению их лексических значений.

В языке действует строгий закон: отождествляются звуки, различия между которыми связаны с разными условиями их произнесения. Звуки [з] и [з˙], [ж] [ж˙] и [с] [с˙] – это разные звуки, но говорящий обычно этой разницы не замечают: для них [з] и [з˙] – одна языковая еденица. Она называется фонемой .У фонем в языке важное назначение – различать разные слова, разные морфемы. Слова дом, ком, ром различаются начальными звуками [д], [к], [р]. В словах бар, бор, бур звуки [а], [о], [у]. Эта функция фонемы называется смыслоразличительной. Другое назначение фонем – способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем. Эта функция морфемы называется перцептивной. В словах лез и лес разные корни, потому что у них разные значения. В словах лез и залез корень один и тот же потому что имеет одно и тоже значение. Фонема – это кротчайшая линейно выделяемая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Звук как единица речи. Соотношение фонемы и звука

Различия между звуками настолько тонкие, что находятся за пределами человеческого восприятия. В нашем языковом сознании каждый звук представлен не точкой, а зоной, областью рассеивания. Все звуки, находящиеся в пределах этой зоны, отождествляются говорящими и воспринимаются как один и тот же звук. Звук речи – это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Обычно нельзя воспроизвести в точности один и тот же звук: это будет уже другой звук речи. Звук речи – точка в артикуляционном и акустическом пространстве . Редукция — изменение звучания гласной фонемы в бездарном положении (сокращение). Звуки, выступающие в одной и той же позиции, относятся к разным фонемам. В одну фонему могут объединяться разные звуки, выступающие в разных позициях. В русском языке [и] бывает только под ударением, [иэ] – только без ударения . Следовательно, не степень акустической или артикуляционной близости звуков определяет, к одной или разным фонемам они относятся. Фонему определяет все множество чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями. Р и Р’ – 1 фонема, разные звуки.

Читать еще:  Потолок толкование сонника. К чему снится обрушился потолок

В РЯ фонемы делятся на гласные и согласные. Гласные (6шт.) — это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума. Ряд: пер. (и, е), сред. (ы, а), зад. (у, о). Подъём: верх. (и, ы, у), сред. (е, о), нижн. (а). Подъём языка к небу — способ образования, ряд — место образования (место подъёма языка).

Гласные: ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные).

Согласные звуки (37 шт.) — при произнесении воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума.

От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные звуки делятся на: 1. сонорные (образуются при помощи голоса и незначительного шума): [м], [н], [л], [р], [м’], [н’), [л’], [р], [j]; 2. шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б’] [в’] [г’] [д’] [з’]; и глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц], [ч’], [п’], [ф’], [к’], [х’]. [т’],[с’].

Согласные делятся на твёрдые и мягкие, могут составлять между собой пары по ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ и по ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ. Некоторые согласные не входят в эти пары, они называются непарными: звонкие [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’],[j’], глухие звуки [х], [ц], [ч’], твердые звуки [ж], [ш], [ц] и мягкие [ч’], [щ’], [j’].

Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з], [с] — свистящими. Звуки [ц] и [ч] называются аффрикаиами. так как они представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш].

Позиции звуков: сильные (чётко произносится) и слабые. Глас.: сильные – под ударением, слабые – без. Согл.: сильные – перед глас., слабай – в конце слова, позиция перед звонким и глухим.

Система гласных и согласных фонем современного русского языка Понятие о фонеме. Различают звуки речи и звуки

Звук речи — конкретный звук, произнесённый конкретным лицом в конкретном случае. Человек не может воспроизвести один и тот же звук в точности дважды. Звук речи — точка в артикуляционном и акустическом пространстве.

Звук языка — множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Звук языка — это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция.

Фонема — это мельчайшая, далее линейно не членимая единица звуковой системы языка, способная дифференцировать оболочки значимых единиц языка.

Фонема языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения (майка — сайка — чайка — гайка) и отождествления ([л’эс] — [л ’и 3 с]пой — [л ’ьс]овод) слов и морфем.

Фонема — минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка.

Фонемы существуют в нашем сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимися к одной фонеме, отождествляют их. Фонема это ряд позиционно чередующихся звуков.

В образовании звуков принимают участие голосовые связки, язычок, задняя стенка глотки, нёбо (твёрдое и мягкое),

язык, зубы и губы. Всё это вместе составляет речевой аппарат. Материальная сторона звука — выдыхаемый воздух, который вместе с работой речевого аппарата и создает звуки речи.

Движение органов речи при образовании каждого конкретного звука строго индивидуально. Работа органов речи, необходимая для образования конкретного звука, называется артикуляцией.

Гласные и согласные звуки. Все звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласные образуются при наличии голоса (чистые юны), согласные — при наличии шума (акустический аспект).

При образовании гласных воздушная струя в ротовой полости не встречает препятствий; при образовании согласных на пути выдыхаемого воздуха встречается преграда в виде сближённых или даже сомкнутых органов речи (артикуляционный аспект).

Гласные образуются с помощью голоса при обязательном участии голосовых связок. Главную роль в образовании согласных играет ротовая полость (физиологический аспект).

Основная функция согласных — передача информации, главная функция гласных — объединение звуков (функциональный аспект).

Читать еще:  К чему снится море и закат. Сонник закат, к чему снится закат, во сне закат

Методическое примечание. Различение гласных и согласных звуков младшими школьниками и старшими дошкольниками должно строиться главным образом на акустическом и артикуляционном признаках.

В современном русском языке 6 гласных фонем:

Гласные фонемы классифицируются по трём основным признакам:

б) по степени подъёма языка по вертикали по отношению к нёбу: • верхнего подъёма, , ,

в) по степени продвинутости языка вперёд или отодвинутости назад по горизонтали (напряжённость языка):

Система гласных и согласных фонем, их состав в сильных и слабых позициях. Функциональная значимость фонем. Фонемные и морфофонемные ряды единиц звук.системы;

Фонема

Ключевым понятием функциональной фонетики, или фонологии является понятие фонемы. Фонология возникла в России в 70-х гг.19века. Термин «фонема» ввел в языкознание русско-польский лингвист Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845 — 1929), основоположник Казанской школы языкознания. Он считал фонему психическим вариантом звуков языка. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи.

В речи звуки подвергаются различным изменениям. Физических звуков, из которых складывается речь, — огромное количество. Сколько людей, столько и звуков, напр., [а] может быть произнесено различно по высоте, силе, длительности, тембру, но все различные миллионы звуков [а] обозначаются одной буквой, отражая один звуковой тип, одну фонему.

Фонема может самостоятельно различать слова и формы. Дал – дол – дул ([а] — [о] -[у] – различители словоформ – фонемы, их качество не зависит от позиции, т.к.они выступают в одной и той же фонетич.позиции). Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора — нора, или в форморазличительной, напр. рука — руке. (Ещё одна функция фонем — конститутивная. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из кот.создается звуко.оболочка яз.единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм))

Фонема как функциональная единица не совпадает со звуком речи: она только реализуется в звуках речи, которые представляют собой её аллофоны (варианты): [п’ил] — [пыл] ([и]- [ы] – аллофоны фонемы «и»).

Общее понятие фонемы:

Фонема – это единица звук.системы яз., кот.может самостоятельно различать словоформы данного яз.,противопоставляясь другой фонеме в одинаковой позиции совокупностью присущих каждой из них постоянных признаков и кот.реально представлена в речи её аллофонами.

Признаки, по которым фонема отличается от других, называются дифференциальными (различительными) признаками.

Например, в рус. яз. слово «там» можно произнести с кратким [а] и долгим [а:], но значение слова от этого не изменится. Следовательно, в русском языке это не две фонемы, а два варианта одной фонемы. Но в анг. и нем. яз. фонемы различаются и по долготе (англ. bit и bee, нем. Bann и Bahn).

Общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем называютсяинтегральными признаками. Напр., признак звонкости у [б] не различительный (дифференциальный), а интегральный признак по отношению к [х]. Фонема реализуется в виде одного из возможных вариантов. Эти фонетические варианты фонемы называются аллофонами. Иногда используются также термины «оттенок» (русский языковед Лев Щерба) или «дивергент» (Бодуэн де Куртенэ).

ОСОБЕННОСТИ ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЯ КАК ЯЗЫКА КОНСОНАНТНОГО ТИПА

В рус. фонол. сист. определяющую роль играют согл., тогда как вокализм оказывается в подчиненных отношениях к консонантизму: 1) согласные фонем больше количественно, чем гласных(37/5), это означает, что и для образования и их форм, и для их различения у согласных во много раз > возможностей, чем у гласных. Т.е. информативность согл.РЯ языка намного выше информативности глас.

2) в потоке речи согласные оказывают влияние на гласные, в результате чего обнаруживается варьирование аллофонов гласных фонем. Обратное влияние – незначительно, мы его не замечаем.

3)Ядро фонологической системы. Важнейшей типологической особен-ю РЯ в области консонантизма является объединение бол-ва согл. фонем в 2 соотносительных ряда — в ряд парных твердых — мягких согл. фонем и в ряд парных глухих — звонких согл. фонем; вне этих 2 рядов остаются только единичные фонемы. Ряд твердых — мягких и ряд глухих — звонких парных согласных фонем образуют ядро фонолог.системы РЯ и определяют все осн. ее особенности; вокруг этого ядра концентрируются все остал. фонолог. единицы. В самом же ядре гл.роль играет противопоставление согл. по признаку твердости — мягкости, так как, во-1х, в это противопоставление втянуто наибол. количество согласных фонем, а во-2х, именно твердые — мягкие согл., оказывая наи> существен. влияние на соседние с ними глас., обусловливают все своеобразие реализации в потоке речи аллофонов глас. фонем.

Читать еще:  Распечатать бежин луг. Тургенев и

4.Фонетическая и фонологическая системы. Чередование единиц звуковой системы. Позиционная мена фонем. Позиционные изменения звуков как аллофонов фонем.

Выделение 2-х аспектов фонетики позволяет различать понятия фонетической и фонологической систем яз.

Фонетич. система – изучение звук. единиц в артикуляционно-физиолгическом плане, установление х-ра образования гласных и согласных звуков, их отношений и изменений в потоке речи. (та звуковая система, кот.реально представлена в речи).

Звук – минимальная фонетич.единица; слог – наименьшая единица реч.цепочки; фонетич.слово – часть фразы, объединённая одним словесным ударением; синтагма – отрезок фон.фразы, кот.х-ся особой интонацией и тактовым ударением; фонетич.фраза – отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами).

Все фонетич. единицы связаны между собой и зависят др.от др. – они составляют систему. (звук-слог-такт-фраза)

Изучение же звук. единиц в функциональном плане, установление функционально значимых единиц и их отношений, не данных в непосредственном наблюдении; позволяет представить фонологическую систему яз. (систему противопоставленных фонем, играющих роль различителей слов и форм слова)

Фонологическая система яз. – это внутренне организованная совокупность его фонем, связанных определёнными отношениями. (Фонема; аллофон фонемы). Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

Каждый язык обладает своей системой фонем (фонологической системой). Фонологические системы отличаются друг от друга: — Количеством фонем. — Соотношением гласных и согласных фонем. — Фонологическими оппозициями.

В разных языках существуют свойственные их системам организации фонемных групп (фонологических оппозиций). Например, в рус. яз. фонематично противопоставление твердых и мягких согласных., во французском — носовых и неносовых согласных, в анг. и нем. языках — долгих и кратких гласных.

ЧЕРЕДОВАНИЕ ЕДИНИЦ ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЫ — это мена единиц звук.системы при образовании слов или форм слов, кот. определяется не фонетич. причинами, а причинами словообразоват. или морфологич. х-ра: такие чередования сопровождают образование слов и их форм. Н-р, образование уменьшительных существительных муж. рода с суффиксом -ок от слов, крюк — крючок. В р.я.равноправие вариантов — «землей» и «землею». Эти чередования не обусловлены фонетически, т. е. влияние соседних звуков или позицией соглас. (историч.или грамматич.чередования не интересуют фонетику).

В отл.от чередований позиционная мена фонем и позицион.изменения звуков как аллофонов фонем имеют непосред. отнош-е к звук.системе и явл-ся предметом изуч. фонетики.

Но между позицион. меной фонем и позиционными изменениями звуков сущ-т принципиал. различие.

ПОЗИЦИОННАЯ МЕНА ФОНЕМ — это такая взаимная мена фонологически значимых единиц, кот.определяется действующими в данном яз.синтагматич.законами дистрибуции этих единиц. Синтагматические законы разрешают/не разрешают ту/иную сочетаемость или то/иное распределение фонем на синтагматической оси: Так, н-р, в РЛЯ действует синтагматический закон, кот. запрещает звонким шумным выступать в позиции перед глухими шумными и наоборот; звонкие шумные запрещены и в абсолютном конце слова или синтагмы. (кружка — [шк], дуб — [п]

ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ КАК АЛЛОФОНОВ ФОНЕМ — это такие их изменения, кот. возникают под действием соседних звуков. В этом случае происходит уподобление качества одного звука качеству др. Такое уподобление имеет х-р процесса, а не закона. Они м.осуществляться и не осуществляться, или осуществляться непоследовательно, или осуществляться по-разному у разных носителей языка.

Позиционная мена согласных фонем связана с отн-ми глухих и звонких шумных в положении перед шумными и на конце слова, а также с меной твердого / мягкого согл. в позиции перед [е];

Позиционные же изменения аллофонов согласных фонем — гл.образом с отношениями твердых и мягких согл. в положении перед согласными, а также с некот.явл-ми в произнош-и согл. на стыках морфем и знаменательных слов.

Позиционная мена гласных фонем связана с их распределением в удар. и безудар. слогах; позиционные же изменения аллофонов этих фонем — с воздей-м на глас. предшеств. и последующих согл.

В РЛЯ и согл., и глас. фонемы м. выступать в раз. позициях с т. зр. возможностей различения в этих позициях фонологически значимых ед-ц: Позиции max различения фонологически значимых ед-ц яв-ся сильными, а позиции

Источники:

http://5fan.ru/wievjob.php?id=36045

http://studfile.net/preview/3537512/page:5/

http://studopedia.su/17_104698_sistema-glasnih-i-soglasnih-fonem-ih-sostav-v-silnih-i-slabih-pozitsiyah-funktsionalnaya-znachimost-fonem-fonemnie-i-morfofonemnie-ryadi-edinits-zvuksistemi.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector