Основные отличия человека от животного. Чем отличается человек от животного

Основные отличия человека от животного

ЧЕЛОВЕК

Теории происхождения человека.

Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Человек —биопсихосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (памятью, абстрактным мышлением, и тд.), способное создавать орудия и использовать их в общественном труде.

Человек — биологическое существо:

— человек – часть живой природы;

Человек — социальное существо:

— в обществе формируются речь, мышление, навыки общественной деятельности;

— создатель и носитель культуры человеческого общества;

Предпосылкой развития человека является наследственность, источником его развития считают социальную среду, т.е. общество подобных ему людей.

Основные отличия человека от животного

— Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

— Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

1. моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

2. обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

3. выражает ценностное отношение к действительности.

— Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

— Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

— Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

— Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Индивид(лат. неделимое, особь) единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических черт: разума, воли, интересов.

Это понятие употребляется в значении «конкретный человек». Его признаками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, т.е. то, что роднит этого человека с другими людьми.

Индивидуальность –неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств. Это отличие данного человека от других, как по внешнему облику, так и по характеру.

Личность(англ. персона)человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые реализуются в общественной жизни.

Личностью человек становится в процессе социализации.

Социализация(лат. общественный) осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества, в результате которого люди осваивают социальные нормы и культурные ценности общества, накапливают опыт и знания.

Стадии социализации: детство, юность, зрелость, старость.

Процесс социализации начинается с того момента, когда индивид, вступая в человеческие отношения, определяет себя и своё отношение к людям.

Социализация происходит как результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного воздействия (воспитания).

Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других, оказание им помощи при усвоении социальных ролей, — это родители, братья, сёстры, родственники, друзья, учителя (агенты первичной социализации); преподаватели вуза, сотрудники, руководство (агенты вторичной социализации).

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на социализацию (семья, школа, церковь, СМИ)

Десоциализация –утрата или отказ от усвоенных ценностей, норм поведения.

Ресоциализация –восстановление …

109.201.137.33 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Принципиальные отличия человека от других представителей животного мира

Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. Труд – это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя может быть охарактеризован как индивидуальный. Однако, для того чтобы стать писателем, человек должен был научиться читать и писать, получить необходимое образование, т.е. его трудовая деятельность стала возможна только вследствие включенности в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми.

Читать еще:  Лук польза и вред для организма. Можно ли кормить луком ребенка

Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т.е. с помощью коллективного труда.

Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации – речь – обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения – регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.

Следует отметить, что именно особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в детские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.

В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере способствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что подобная логическая последовательность является лишь гипотезой, изложенной с рационалистических позиций. Сегодня существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций. Это не удивительно, поскольку по многим вопросам психологии единого мнения не существует. Мы отдаем предпочтение рационалистической точке зрения не только потому, что подобных взглядов придерживались классики отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, Б.Н. Теплов и др.). Существует целый ряд фактов, позволяющих установить закономерности, которые определили возможность появления сознания у человека.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что возникновение сознания V человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохожденне освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанием предметов, их удержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

Мы вправе полагать, что развитие органов чувств не могло происходить изолированно от развития нервной системы с целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника – человекообразной обезьяны – более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см 3 , то у человека он составляет 1400 см 3 . Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше.

Однако с появлением человека происходит не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Происходят существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека по сравнению с человекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь проекционных нолей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями. Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных целиком осуществляются низшими отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Происходит дальнейшая кортикализация управления поведением, большее подчинение элементарных процессов коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных.

Благодаря клиническим исследованиям мы знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными полями коры головного мозга. Так, при поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять свои действия более отдаленным мотивам и целям. В то же время поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, а также логических связей. Интересен тот факт, что лобные и теменные поля у человека по сравнению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени, особенно лобные. Если лобные поля у обезьян занимают около 15% площади коры головного мозга, то У человека они занимают 30%. Кроме этого, переднслобные и нижнетеменные участки у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных.

Читать еще:  Приложения которые спасают от скуки. Что делать, когда скучно

Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с определенными двигательными полями коры головного мозга. У человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений размеров площади двигательных полей обращает на себя внимание то, насколько велика но отношению к другим полям площадь двигательного поля, связанного с кистями рук. Следовательно, кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека.

Таким образом, сложнейшее строение, которое имеет человеческий мозг и которое отличает его от мозга животных, скорее всего, связано с развитием трудовой деятельности человека. Подобный вывод является классическим с точки зрения материалистической философии. Однако мы не будем сосредоточивать наше внимание на теоретических спорах, а лишь отметим, что появление у человека сознания как высшей из известных форм развития психики стало возможным вследствие усложнения строения головного мозга. Кроме того, нужно согласиться с тем, что уровень развития мозговых структур и способность к выполнению сложных трудовых операций находится в тесной взаимосвязи. Поэтому можно утверждать, что появление сознания у человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Развитие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфическими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой, что в целом определило возможность человека заниматься трудом. Это в свою очередь повлекло за собой появление сообществ, развитие языка и сознания, т.е. той логической цепи закономерностей, о которой говорилось выше. Таким образом, труд явился тем условием, которое позволило реализовать психические потенциалы биологического вида Ноmо Sарiens.

Необходимо подчеркнуть, что с появлением сознания человек сразу выделился из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития значительно отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития. Причем основным фактором поступательного развития сознания явился труд. Так, с приобретением практического опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное развитие мозга и сознания. Это поступательное развитие свидетельствует о социальной природе сознания, что отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка.

Кто такой человек: теории происхождения, отличия от животных и потребности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На протяжении всего существования человеческого вида люди пытаются ответить на вопросы: «кто такой человек», «откуда он появился и для чего».

В связи с этим родилось множество теорий как в научном, так и в эзотерическом контексте. Какая из них верная, каждый решает сам.

Определение человека — кто это такой

Итак, мы принадлежим к роду «Homo Sapiens», что в переводе означает «человек разумный». Существуют различные определения человека, из них самое часто встречающееся следующее:

Человек – это робот биологического типа, являющийся венцом исторической эволюции. Социальное существо, наделенное разумом, речью и психическими возможностями, стоящее по своему развитию выше всего живого на земле.

Но оно вовсе не единственное. Дело в том, что в каждой области знаний есть свое определение (в философии, в обществознании, в социологии, в биологии, в антропологии).

Вот еще несколько определений, которые в общих чертах позволяют сформировать понимание кто есть такой человек:

В следующем видеоролике приводится очень познавательный диалог, который наглядно демонстрирует всю глубину (сложность) понятия «человек»:

Лично мое мнение таково: познать самих себя нам не дано по определению (целостная система понять саму себя не может). Но можно изучать этот вопрос и узнавать больше о том, чем мы отличаемся от животных, откуда мы появились, почему мы так себя ведем и так далее.

Теории происхождения человека

Определенного ответа на вопрос о происхождении человека нет: мнения по этому поводу разделились, и каждый верит в свою версию, удобную для понимания. На сегодняшний день есть три основные теории возникновения людей на планете Земля:

    Теологическая или божественная – этот вариант проистекает из религии (христианства). Согласно ее учению, первыми людьми на земле были Адам и Ева, которых сотворил господь. Точнее, сначала он сотворил землю, природные стихии и животных, затем ему стало скучно и бог сотворил Адама.

Последнему тоже стало в какой-то момент одиноко и он попросил творца создать ему еще одного человека. Так появилась Ева. Ну, а дальше вы знаете. Они согрешили и были изгнаны из Рая, стали жить своей жизнью и рожать детей. Поэтому эти двое считаются родителями всего человечества, а все люди – братьями и сестрами.
Теория палеовизита – не менее фантастична. Согласно ей, когда-то Землю посетили существа с других планет и каким-то образом оставили здесь свой след. Может по рассеянности забыли нескольких своих собратьев, те адаптировались и заселили со временем всю территорию. А может это была спланированная акция, чтобы посмотреть выживет здесь кто-то или нет.

Есть же такое мнение, что за нами наблюдают инопланетяне? Смотрят, как человек живет и развивается (но в последнее время деградирует), ждут пока мы до конца эволюционируем, чтобы признаться нам, что люди – всего лишь эксперимент.
И последняя, но не менее значимая версия – теория Дарвина. Она гласит, что первая жизнь случайным образом зародилась в воде в виде микроорганизмов, которые эволюционировали, эволюционировали и доэволюционировали до обезьян.

Последние, в свою очередь, считаются нашими близкими родственниками, ведь, по мнению Дарвина, человек разумный (homo sapiens) произошел именно от них. Превращение обезьяны в разумное существо началось в том момент, когда она взяла в руки палку – первое орудие труда, чтобы достать ею плод, висящий на дереве.

Читать еще:  Дерево вежливых слов. «Вырасти волшебное дерево

Если говорить более научным языком, то эволюция началась благодаря трудовой деятельности, развивающей психические способности. Действия заставляют думать, а значит, развивать мозг.

Чем человек отличается от животного

Чтобы понять отличия между человеком и животным, нужно обратить внимание на такие вещи:

  1. Человек в отличие от других живых существ обладает членораздельной речью и мышлением. Только он может строить в голове образы – воссоздавать моменты прошлого или представлять будущее и рассказывать об этом себе подобным. Также люди умеют транслировать события внутреннего мира через творчество и искусство: кино, живопись, поэзию, музыку, лепку и другие.
  2. Человек ходит на двух ногах, что позволяет использовать руки для деятельности, которая развивает мозг. Кстати, человеческий мозг в три раза больше, чем у шимпанзе – самого ближайшего нашего родича. Последний очень умен по сравнению со своими собратьями, но никогда не догонит уровень человеческого развития.
  3. Человек наделен самоосознанием, то есть я знаю, что я человек, личность. Я умею думать и понимать, что я думаю. Например, собаке никогда не придет в голову, что она собака, потому что она не размышляет, живет инстинктами, по «встроенной программе». Также она никогда не задумается – а лучше ли она других собак?

В этом плане животным везет: отсутствие осознанности избавляет их от кучи переживаний и психических расстройств. В отличие от людей.

  • Человек наделен творческими и аналитическими способностями (что это?):
    1. он моделирует свою реальность, строит планы на будущее, придумывает способы его достижения;
    2. умеет прогнозировать возможные последствия своей деятельности;
    3. оценивает происходящее, подвергает критике, эмоционирует.
  • Животным руководят инстинкты, оно живет по схеме и не создает ничего нового, приспосабливается к тому, что есть. Человек же всегда что-то делает, придумывает, планирует – находится в постоянном процессе преображения окружающего мира. Он старается сделать свою жизнь (что это?) все более комфортной и поэтому занимается созданием и усовершенствованием материальных и духовных благ.
  • Также человек создает культурные ценности, которые передаются из поколения в поколение, становятся историей, объединяющей миллиарды людей.
  • Важным качеством человека является не только способность трудиться, но и создавать орудия труда, облегчающие деятельность и способствующие прогрессу.
  • У человека существует широкий спектр потребностей, без которых он не сможет полноценно жить. О них подробнее в следующей главе.
  • Если говорить коротко, то человек в отличие от животных ходит на двух ногах, умеет трудиться, создавать нечто новое, мыслить, говорить, чувствовать и имеет широкий спектр потребностей, мотивирующих его к развитию.

    Основные потребности человека

    Потребность человека – это некое психическое состояние, вызывающее чувство дискомфорта. Другим словом – нужда, толкающая на определенные действия, ее удовлетворяющие.

    Потребности можно разделить на осознанные (чувство голода) и не осознаваемые. Последние отличаются тем, что человек не знает чего хочет, но испытывает негативные эмоции.

    Существует много различных классификаций потребностей, но самая популярная из них принадлежит Абрахаму Маслоу – американскому ученому. Он расположил их от самых низших, биологических нужд до высших, духовных:

    1. Первый уровень – это физиологические потребности человека: еда, пища, сон, кислород. Здесь все, в чем нуждается человек для того, чтобы жить.
    2. Потребность в безопасности – эмоциональной и физической. Человеку нужен порядок, контроль, спокойствие, предсказуемость, чтобы чувствовать себя комфортно.
    3. Социальные потребности – в любви и принадлежности. Любой человек хочет любить и быть любимым, принадлежать некой общности или отдельным людям (маме, папе, жене, детям). Что такое человек представляет из себя, если он одинок?
    4. Потребность в уважении и признании: мы хотим, чтобы о нас думали и говорили хорошо, боимся критики и лезем из штанов, чтобы получить высшее образование, найти хорошую работу, купить большую машину, иметь красивую жену, умных детей, чтобы каждый прохожий знал, что я – не абы кто, а уважаемая личность, которая многого достигла. Те, у кого эта потребность особо острая, летают в космос и двигают прогресс.
    5. Потребность в самоактуализации – высшая нужда в психологии человека, но не все ее испытывают. Ведь не все хотят развиваться и совершенствоваться: есть много людей, не прошедших дальше третьего уровня. Для таких главное – вкусно поесть, заняться сексом и не быть в одиночестве.

    Первые две потребности считаются низшими. Они нужны нам просто для того, чтобы существовать как биологическому виду, индивиду, организму.

    Последние три уже характеризуют личность, которая хочет расти, осознает свою уникальность и хочет ее развивать. Это высшие потребности.

    Но нужно помнить, что высшие потребности не появятся у человека, если низшие останутся неудовлетворенными. Грубо говоря, вы явно не сможете думать о саморазвитии и любви на пустой желудок.

    А.Маслоу говорил о том, что чем выше «по рангу» потребности, которые испытывает индивид (что это такое?), тем более он активен в обществе и тем здоровее его личность в психическом плане.

    Насколько человек разумный

    Можно считать себя, кем угодно – обезьяной, слезшей с дерева, душой, живущей в телесной оболочке или потомком инопланетян, но открытым остается один вопрос: а так ли разумен человек, как об этом пишут и говорят?

    Несомненно, именно человек является двигателем прогресса, но вместе с этим он уничтожает себя продуктами своей же деятельности. Придуманные некогда товарно-денежные отношения часто лишают его разума, толкая на поступки, нарушающие права человека (что это?), а иногда и лишающие жизни. Такое не совершают даже бездумные животные.

    Падение нравственности и морали в погоне за удовлетворением своих низменных желаний свидетельствуют также об упадке уровня осознанности. Кстати, ненасытность этих желаний и рождает прогресс (вы купили десятый Айфон, но ваша удовлетворенность продлится недолго, так как скоро выйдет новая версия).

    Зачем в деревне интернет, если там никогда не было света и газа? Зачем что-то строить на Марсе (лететь к черту на кулички, тратя бешеные деньги), если в Африке нет чистой воды, и от этого гибнут люди? А ГМОшные продукты? Надоел обычный человеческий облик и хочется третью ногу? Таких вопросов на самом деле очень много. И именно они заставляют задуматься о разумности людей.

    Источники:

    http://studopedia.ru/9_13531_osnovnie-otlichiya-cheloveka-ot-zhivotnogo.html

    Принципиальные отличия человека от других представителей животного мира

    http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/chelovek-kto-ehto-otlichaetsya-zhivotnyh-proizoshel-potrebnosti.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему:

    Adblock
    detector