Конфуций век. Жизненный путь древнего философа – семейные истоки

Истоки конфуцианства и его историческое развитие

ТЕМА 31. КОНФУЦИАНСТВО

1. Истоки конфуцианства и его историческое развитие.

2. Основы вероучения и культы конфуцианства.

3. Социально-этические взгляды конфуцианства.

4. Конфуцианство и формирование китайской национальной культуры

Введение

Одна из характерных черт китайской политической культуры – тесная связь политики с историей. Вместе они образуют самостоятельную политическую традицию, в соответствии с которой в периоды стабилизации власти сфера действия истории сужается, а в периоды кризиса власти сфера действия истории увеличивается.

В ноябре 2012 произошла смена власти в Китае, и в результате этого началась настоящая «идеологическая революция». Отодвигаются в тень Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин и даже Мао Цзэдун, без ссылок на которых еще недавно не обходились ни выступления лидеров правящей Компартии, ни статьи философов и публицистов. Одновременно все заметнее становится поощряемое властями возрождение этических ценностей конфуцианства, в экономической и политической жизни широко используются понятия и формулы учения Конфуция.

Целью работы является исследование конфуцианства и его влияния на китайскую национальную культуру. В процессе данного исследования необходимо изучить истоки конфуцианства, основы вероучения и социально-этические взгляды конфуцианства.

Истоки конфуцианства и его историческое развитие

Изначально, конфуцианство было сформировано как философское и этическое учение в Древнем Китае. Его создателем был Конфуций – китайский мудрец и мыслитель.

Конфуцианство сформировалось в период VI-V вв. до н.э. как философская система Древнего Китая, которая на рубеже н.э. трансформировалась в одно из влиятельных религиозно-философских течений. Основанием конфуцианства явилось философско-этическое учение Конфуция (Кун-цзы).

Конфуций (551-479 до н. э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя давно ослабла. Разрушались патриархально-родовые нормы, в жестоких междоусобицах гибла родовая аристократия, на смену ей приходила централизованная власть правителей отдельных царств, опиравшихся на складывавшийся вокруг них административно-бюрократический аппарат из незнатных служащих чиновников. Как явствует из древнекитайской хроники Чуньцю, по традиции приписываемой самому Конфуцию и охватывающей события VI-V вв. до н. э., правители и их родственники, аристократы и сановники в безудержной борьбе за власть, влияние и богатство не останавливались ни перед чем, вплоть до безжалостного уничтожения родных и близких. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Объективная обстановка побуждала их выступать с новыми идеями, которые можно было бы противопоставить царившему хаосу. Однако для того, чтобы это отрицание современности имело моральное право на существование и приобрело необходимую социальную силу, оно должно было опираться на признанный авторитет. Конфуций нашел такой авторитет в полулегендарных образцах глубокой древности.

Стремление опираться на древние традиции и тем самым воздействовать на современников в желаемом направлении знакомо истории всех обществ, это своего рода общесоциологическая закономерность. Однако особенностью конфуцианства было то, что в его рамках это естественное стремление было гипертрофировано и со временем превратилось чуть ли не в самоцель. Пиетет перед идеализированной древностью, когда правители отличались мудростью и умением, чиновники были бескорыстны и преданны, а народ благоденствовал, через несколько веков после смерти философа стал основным и постоянно действовавшим импульсом общественной жизни Китая.

В IV-III вв. до н.э. среди влиятельных последователей Конфуция – Мэн-цзы и Сунь-цзы – наметились расхождения по вопросу природы человека. Мэн-цзы настаивал на исконной доброте человеческой природы, Сюнь-цзы считал ее исходно злой. Эти идеи обусловили расхождения их гносеологических, педагогических и социально-политических концепций. По Мэн-цзы, человек, обладая врожденной добротой, может идти к прозрению в себе «небесных» истин, выявлению своей исходной доброты и на этой основе имеет возможность гуманно управлять, а если окажется негодным правителем, то народ имеет право лишить его власти, что в XX в. стало основой движения ге-мин (революция). Сюнь-цзы нацеливал на познание внешнего мира, исправления злой природы посредством этико-ритуальных норм и их применения в отношениях между управляющими, а в отношении простолюдинов – безличного юридического закона. Постепенно обязательные для всех нормы поведения были зафиксированы и канонизированы. В эпоху Хань (206 до н.э.-220 н.э.) происходит становление каноноведения, корни которого уходят к Цзы-Ся – ученику Конфуция. В «ханьском конфуцианстве», следующем за его изначальной формой, был составлен целый трактат этих норм – Ли-цзин, представляющий собой идеальную модель социального механизма функционирования всех слоев общества и его институтов. Выйдя победителем в борьбе с законниками-легистами (путем интегрирования их идей, в частности, компромиссного сочетания этико-ритуальных норм и административно-юридических законов), конфуцианство, прерванное гонениями в эпоху Цинь (221-207 до н.э.), при династии Хань обрело статус официальной идеологии, строго предписывающей (в отличие от его раннего периода) соблюдение древнего канона. Вместе с ростом влияния конфуцианства, достижения им, по сути, абсолютной святости сам Конфуций был признан «некоронованным царем», или «подлинным властелином» (Су Ван). Впоследствии он будет объявлен и «первым святым» (династия Тан, 618-907 н.э.), и «наставником государства» (династия Сун, 960-1279), и «великим учителем нации» (династия Мин, 1368-1644). Будут строиться храмы Конфуция, в них поклоняться его поминальным табличкам и скульптурам, ему будут официально приноситься жертвы вплоть до падения династии Цин(1644-1912). Крах династии Хань и распад Китая привел к ослаблению идеологических позиций ортодоксального конфуцианства. Это способствовало успеху буддизма, проникшего на его территорию в эпоху Хань, и усилению даосизма, который обрел статус государственной религии. Объединение страны при династии Суй (581-618) вернуло конфуцианству позиции официальной религии. Новое раздробление Китая и восстановление его единства при династии Тан (618-907), хотя не подорвало позиций конфуцианства, но в стране распространились также манихейство, гностицизм, несторианство, христианство, ислам. Стремление освободиться как от их влияния, так и от напластований легизма, даосизма и буддизма привело к появлению неоконфуцианства. К XII в. его последователи перечень канонов (У цзин) дополняют Четверокнижием (Сы шу: Лунь юй (Бе-седы и суждения), Мэн-цзы (Книга учителя Мэн) и два раздела Ли цзин (Книга обрядов) – Да сюэ (Великое учение) и Чжун юн (Срединность и постоянство), которые вместе с рядом других книг образовали Тринадцатикнижие конфуцианства – Малый канон). В XII в. неоконфуцианство было запрещено, хотя его существование было связано с восстановлением аутентичного конфуцианства и решением с его помощью разнообразных проблем, в том числе, выдвигаемых буддизмом и даосизмом, что укрепляло авторитет того же конфуцианства. Реально в области духовной жизни каждая из трех религий возьмет на себя выполнение определенных функций: конфуцианство решало этические, социальные и политические проблемы, буддизм предлагал религиозное утешение, даосизм удовлетворял желаемое фантастически-мифологическое объяснение мира. В области же религиозной практики все три религии отождествлялись. Не произошло существенных изменений и в период постнеоконфуцианства, основанного (как и две предыдущие формы) на ассимиляции инородных и даже инокультурных идей. При сохранении некоторой специализации среди идеологов этих религий (конфуцианские – мудрствовали, буддийские – размышляли над сутрами и вникали в тонкости медитации, даосистские – изобретали эликсир вечной жизни), религиозная жизнь верующих низов по-прежнему характеризовалась синкретизмом (от греч. объединение).

Читать еще:  Время движения луны вокруг земли. Луна: история наблюдений и исследований

Конфуцианство, даосизм и буддизм образовали Три религии (Сан-цзяо), которые нашли точки соприкосновения (даосизм и буддизм в признании ценностей аскетизма, отшельничества и монастырской жизни), дополнили друг друга (конфуцианство восприняло учение буддизма и даосизма о рае и аде), взаимопереплелись (в области пантеона богов), определились к культу императора (преклонения перед ним), в отношении обслуживания потребностей различных сторон жизни своих последователей (как к неотложным), а также к другим религиям (как к непристойным – Инь-сы). Синкретизм разделяли низы, для которых боги были равными и верующий мог обращаться в любом (по принадлежности к какой-либо из трех религий) месте, к какому угодно богу или ко всем сразу. Все три религии нашли поддержку и у императорской власти. Все же (при всех компромиссах между ними) первенствующее положение среди них занимало конфуцианство. Это имело место даже тогда, когда или даосизм, или буддизм становились государственной религией. Не изменялось его положение и в условиях, когда китаец переориентировался с конфуцианства на даосизм или буддизм. Если не по убеждениям, то в своих привычках, по поведению, в обращении с людьми и даже на уровне подсознания он оставался конфуцианцем. С эпохи Хань понятия «китайское» и «конфуцианское» стали почти полностью совпадать.

Контролируя и регулируя не только духовную жизнь людей, их нравы, обычаи, правила поведения (что обычно делает религия), но и основы административно-политической структуры страны, экономические и социальные процессы, систему просвещения и образования, конфуцианство стало больше, чем религией. Оно превратилось в образ жизни китайцев, стало принципом организации китайского общества. Заняв ведущее положение, конфуцианство доминировало до 1949 г. Подобное положение конфуцианства сохранилось на Тайване и в Сингапуре. Спустя некоторое время, после образования КНР (60-е гг. – компания «критики Линь Бяо и Конфуция»), на государственном уровне конфуцианство прекращает свое существование. В 1972-1976 гг. руководство Компартии Китая провозгласило легистов приверженцами современности и реформ, а конфуцианцев – сторонниками старины (в данном случае – теории и практики строительства социализма до культурной революции 1966-1969 гг.). Однако и сегодня традиционные нормы и институты конфуцианства широко распространены не только в Поднебесной, где в конце XX в. конфуцианцами себя считали 580 млн. Для многих этнических китайцев конфуцианство по-прежнему является символом истинно национального, основой социально-экономических и политических процессов, административно-хозяйственной системы и сферы быта, мышления и поведения.

Читать еще:  Сонник к чему снятся птицы на голове. К чему снится павлин

Жизненный путь Конфуция

Конфуций является самым известным представителем китайской философии. Его учение актуально и оказывает влияние не только на китайское общество, но и формирование представлений о человеке, его долге и жизненных целей в мировых масштабах.

Биография Конфуция не пестрит большим количеством фактов и подробностей личной жизни. Он был скромен и не любил говорить о себе. Главной целью жизни считал быть Наставником и способствовать воспитанию человека, находящегося в равновесии с собой, окружающим миром и обществом.

Родился философ в 551 году до н.э. Долгое время в семье не рождались мальчики. Конфуций был рожден в третьем браке с молодой девушкой, повиновавшейся воле отца. От первого брака у отца были дочери, во втором был рожден мальчик, но из-за болезни не мог называться наследником.

В период беременности мать будущего мудреца неоднократно посещали видения, их значения говорили о том, что ребенку уготована была великая участь. С его рождением было связано множество чудес и совпадений. На теле ребенка было обнаружено 49 знаков, предвещавших славный и великий путь.

Отец мальчика умер, когда ему исполнилось 3 года. Мать полностью посвятила себя сыну. Пример матери, хранившей чистоту, следовавшей традиции и исполняющей ритуалы, оказал сильное влияние на формирование характера Конфуция и представлений об окружающем мире, долге и ответственности.

С малых лет мальчик удивлял окружающих своими способностями и талантами. Конфуция совсем не интересовали детские забавы и игры. Большее удовольствие мальчик получал от бесед со старцами и мудрецами.

В 7 лет Конфуций поступил в школу. Здесь в полной мере проявился его интерес к обучению. Он был любознателен, имел острый ум, самостоятельно овладел знаниями и умениями, читая классические книги того периода. По окончании школы, Конфуций стал единственным выпускником, имевшим стопроцентный результат по экзамену.

В 17 лет получил первую государственную должность хранителя амбаров и скота. Юноша ответственно подходил к выполнению своих обязанностей, полагая, что каждый должен усердно трудиться на своем месте.

За особые заслуги был приглашен правителем посетить столицу. Это путешествие окончательно сформировало понимание своего предназначения как хранителя традиционных ценностей.

Конфуций решает основать школу, в основе обучения лежало бы соблюдение традиций и предписаний. Человек в ней должен учиться познавать мир и открывать свои способности. Его целью была подготовка людей, полезных своему государству и обществу.

В общении с учениками соблюдал простоту и твердость. Он считал, что достоин внимания наставника только тот ученик, который самостоятельно задается вопросами и пытается найти на них ответы.

Признанием его мудрости было назначение на почетный пост Министра правосудия. Но его успехи на государственном поприще и влияние на политику правителя не давали покоя его завистникам. Правителю царства Лу стали поступать на него доносы. Доверие было утеряно, его советы перестали браться во внимание. Конфуций оставляет пост и отправляется в путешествие. Теперь Наставник делится своей мудростью с каждым, кто попросит его об этом, не разделяя людей по сословиям и уровню богатства, старясь быть полезным всему человечеству.

Конфуций сам был примером своего учения. Учитель стремился соблюдать сформулированные им правила. Добродетель для него была неотъемлемой частью его личности и знаний.

Скончался Конфуций в 479 году. О предстоящей смерти учитель рассказал накануне своим ученикам.

О своем жизненном пути Конфуций написал всего несколько строк. В них он разделил ее на периоды, когда происходило становление его личности.

Конфуций век. Жизненный путь древнего философа – семейные истоки

Конфуций — величайший китайский философ. По основам его учения живут и благополучно развиваются корейцы, японцы, китайцы, вьетнамцы и другие народы. В Китае его просто называют Учитель. Уроки просты и гениальны одновременно, поэтому и вдохновляют настолько эффективно. В основе государственности, бытия, жизненной философии, обычаях, морали, запретах лежат его рассуждения. Нам сейчас кажется, что это пословицы, известные с детства. А это 2500 лет назад советовал нам Конфуций!

Читать еще:  Формулы сокращенного умножения.

— Три вещи не возвращаются никогда – время, слово, возможность.
— Давай, не теряй времени, подбирай слова, не упускай возможность.
— Избавиться от плохих привычек можно только сегодня, но не завтра.
— Найди работу по душе, и не придется работать ни одного дня в своей жизни.

Идея конфуцианского философского направления — стремление к всеобщей гармонии, построение высоконравственного общества. «Когда желания чисты и проникнуты любовностью, сердце становится правдиво и прямо. Человек исправляется и становится лучше. В семье устанавливается порядок. В стране устанавливается благоустройство. А значит устанавливается мир и согласие во всей Вселенной».

Правило его философской теории — взаимность: не делай другим того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе. Основное положение — принцип равных возможностей: подняться вверх по служебной лестнице может любой, кто выучившись по Конфуцию докажет свою нужность стране. Китайцы — прагматичная нация. Высоко ценят жизнь и стремятся добиться в ней как можно большего. Конфуцианство содержит правильные ориентиры этого жизненного принципа. Его правила регулируют взаимопонимания между людьми, государствами, природой. Рассматривается и как философия, и как религия, поскольку восприняло из древности поклонение Высшему сущему — Небу. Отсюда вытекает название Китая — Поднебесная. В современных условиях может служить «лекарством» для всего человечества и обеспечивать стабильность жизни на Земле.

1. Три пути ведут к знанию: размышление — самый благородный, подражание — самый легкий, опыт — самый горький.

2. Если ты ненавидишь — значит, тебя победили.

Философ Конфуций родился в 551 г. до н.э. С детства выделялся среди сверстников необычным поведением. Все время Конфуций тратил не на игры, а на общение со старшими мудрыми людьми. В 7 лет пошел в школу, отличался выдающимися способностями. Ему легко давались знания. Успешная карьера Конфуция началась в 20 лет. Конфуций открыл бесплатную школу. Беседовал на темы языка, морали, литературы, истории, политики, этики. Ее посещали все, желающие учиться, независимо от сословия. В тот период философы искали ответы на важные для Китая вопросы — управление большой страной, разрешение конфликтов и достижение внутреннего мира. «Когда ведешь себя правильно, за тобой пойдут и без приказа». «Человек может сделать путь великим, а не путь — человека». Конфуций предложил правителям свою теорию организации гармоничного общества.

Он при жизни не писал трактатов, проповедовал устно. Последователи по материалам бесед и высказываний учителя составили несколько книг. Самая полная версия — «Лун-юй», книга изречений Конфуция. В своей философии использовал традиции древних народов, воплотил духовный опыт китайской цивилизации.

Философия Конфуция считает наивысшим смыслом существования людей — достижение социальной гармонии в рамках мудро управляемого государства. Стремление к постоянному самоусовершенствованию на основе постижения мудрости древних — эталон поведения. Залог любого успеха — постоянный и упорный труд, высокая дисциплина и ответственность. «Слово, руководствуясь которым, можно прожить всю жизнь — снисходительность». Философ считал, что человек рождается изначально добрым. С течением времени под влиянием внешней среды он становится хуже. Только упорство в постижении и повторении знаний, мудрости, работа над собой сможет его привести к гармонии с самим собой. Что означает «правильный путь» в согласии с «Небом». Каждый на своем месте делает то, что он должен. И все будет хорошо. Если этого не происходит, нужно применять наказание и исправлять поведение.

Мировоззрение опирается на духовную сторону человека, а не на физиологическую. Мозг и душа управляет благородным мужем, а не желудок. Новые взаимоотношения строились на 5 постоянствах:

Жэнь — человечность, милосердие (символ — дерево);
И — справедливость, чувство долга, порядочность, (символ — металл);
Ли — идеальное поведение, верность обычаям и ритуалам, знание приличий, (символ — огонь);
Чжи — мудрость и здравый смысл (символ — вода);
Синь — добросовестность и искренность, лояльность, (символ — земля).

Проявлять эти качества можно во взаимодействии с людьми. Прежде всего, в семье. «Если хотят управлять страной, нужно содержать в порядке семью». Во главе идеального государства находится сакральный правитель — Сын Неба. Реальная власть принадлежит советникам — ученым, образованным чиновникам, философам, литераторам, общественным деятелям. Управление государством описывалось им в семейно-родственных категориях. Идея сыновней почтительности и любви к ближнему одинаково относилась как к семье, так и к государству.

Маяк направления в жизни — «срединное и неизменное», принцип золотой середины между крайностями. По Конфуцию, если каждый человек будет развивать перечисленные добродетели, обязательно наступит гармония, мир и процветание.

Источники:

http://studopedia.ru/15_42103_istoki-konfutsianstva-i-ego-istoricheskoe-razvitie.html

http://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/17479-zhiznennyj-put-konfucija.html

http://cosmoagida.ru/post/mudrost-konfuciya-put-zhizni-cheloveka/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×
×
×