Как причащаться в пасхальные дни? Подготовка к причащению.

Протоиерей Димитрий Смирнов: В практике подготовки к причастию сегодня наблюдается разнобой

В интервью порталу «Приходы» предложенный к общецерковному обсуждению документ прокомментировал протоиерей Димитрий Смирнов, первый заместитель председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.

Не могли бы Вы поделиться своими впечатлениями от обсуждаемого текста?

− Необходимость подобного документа давно назрела, потому что по вопросу о подготовке ко Святому Причащению сейчас в Церкви наблюдается большой «разнобой». Предложенный проект дает очень правильные ориентиры и ссылки на древних авторов и более поздних. Это полезнейший документ, который, я думаю, существующую практику приведет к необходимой и традиционно-церковной норме.

В проекте документа говорится: «Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии». В интернете можно увидеть такую реакцию на обсуждаемый проект: «Ну вот, так и не отделили причастие от исповеди, а в греческой традиции такого нет». Что бы Вы могли ответить таким критикам

− Во-первых, интернет можно сравнить с тем, что пишут на заборах: помимо доброкачественных объявлений на них можно увидеть все, что угодно. Однако это не значит, что необходимо реагировать на все, что там написано.

Во-вторых, некоторые вещи церковной элладской практики абсолютно не приемлемы для членов Русской Православной Церкви.

Нужно помнить: церковные документы всегда составляли люди сведущие и имеющие на то специальное благословение иерархи.

На любой выдвигаемый контраргумент против этого документа можно ответить довольно легко. В то же время на критику, которая раздается со стороны анонимных авторов − если нет подписи, ссылки, может быть, телефона, − мне кажется, вообще не надо реагировать.

«Поскольку Евхаристия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих Божественную литургию службах − в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) − является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых», − отмечается в опубликованном проекте. Однако далеко не во всех храмах совершаются вечерние богослужения, кроме как в субботы и накануне великих праздников. Как, по Вашему мнению, должен поступать в таком случае человек, желающий причаститься в один из «рядовых» дней?

− Человек должен следовать той практике, которая есть в его храме, ничтоже сумняшеся. Если он имеет достаточно времени, например, находясь на пенсии, то может восполнить подготовку по церковным книгам – в том же интернете можно найти необходимые последования, каноны. И такое рвение можно только приветствовать. Но это уже келейное правило − никто не будет его ни запрещать, ни регламентировать.

Надо также понимать, что то правило, которое мы сейчас используем при подготовке ко Святому Причащению, сложилось только в XVIII столетии. Понятно также, что его не использовали крестьяне, поскольку не имели книг, которые были отпечатаны в Киево-Печерской монастырской типографии и других – это был удел образованных монахов. Но это не значит, что малограмотные не причащались.

Особый случай в отношении практики говения составляет Светлая седмица. Поскольку в этот период Устав не предусматривает поста, в обсуждаемом документе признается соответствующей каноническому преданию сложившаяся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практика, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. А какими в этом случае правилами должны руководствоваться люди, по тем или иным причинам не соблюдавшие пост, но желающие в дни Пасхальной седмицы сподобиться причастия Святых Таин?

− Подобные вопросы оставляются на усмотрение духовника– тогда совесть причастника будет спокойна. У нас на приходе есть такая практика: на Светлую седмицу желающие причаститься не вкушают мяса – вот такой минимальный пост, и их души спокойны.

Хотя Пасхальная седмица – это особый период в году, когда вообще всякий пост неуместен – он не соответствует литургическому содержанию этого времени. Был Великий пост, его человек, если он православный христианин, должен придерживаться в той мере, насколько позволяют обстоятельства его быта, здоровья, степень вхождения в церковную жизнь. А Светлая седмица – иное время, и если кто-то будет вкушать в эти дни непостную пищу и причащаться, то себе этим никак не повредит.

Не надо, чтоб возникала боязнь что-то сделать не так. Вспомним 66-е Правило Трулльского Собора, авторитет которого подтвержден VI Вселенским Собором: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся». Думается, не стоит противоречить такому авторитету, как Вселенский Собор.

В некоторых храмах можно увидеть, что на Светлой седмице литургии служат, но из-за того, что люди в эти дни поститься не должны, причастие не совершается. Исходя из текста предложенного к общецерковному обсуждению документа, можно сказать, что подобная практика полностью уйдет из жизни Церкви?

Читать еще:  Федоров, николай васильевич. Президент Чувашии: биография и достижения

− Я с таким сталкивался, но эта практика, к сожалению, нехристианская. Литургия служится ведь исключительно ради причащения христиан Святых Христовых Таин. То, что против Евхаристии, − против Христа. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, писал: «Кто не причащается, тот не любит Господа нашего Иисуса Христа». Поэтому кто такое практикует – вне Христа и вне Его Церкви, сознательно он это делает или бессознательно. Любое гонение на Евхаристию – это гонение на Христа!

Как причащаться в пасхальные дни? Подготовка к причащению.

Как причащаться в дни Пасхи? Каждый раз придется этот вопрос решать индивидуально. Единого мнения в Церкви нет. Некоторые священники не причащают на Пасху, а некоторые наоборот считают, что по слову святого Иоанна Златоуста и достойные и недостойные должны приступить к Чаше. Так что же правильно?

Магистр богословия, настоятель Церкви Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов не причащает на Пасху тех, кого первый раз видит перед Чашей: «Когда я причащаю на Пасху, ни одного постороннего человека я не причащу. Я не имею право его причастить. А если он не крещеный? Где он исповедовался? Надо знать, что он крещеный, верующий и говел. В нашем приходе уже 20 лет на Пасху причащаются приблизительно 700 человек. Я их всех знаю в лицо и по именам, я знаю их семьи, их трудности». Конечно можно таких, незнакомых священнику людей, и перед чашей спросить: крещеный ли, исповедовались? Но на Пасху это не очень удобно: слишком много причастников. К тому же бывают недоразумения. Об одном из таких недоразумений отец Сергий рассказывает со смехом: «Однажды оказалось, что я так князя Зураба Чавчавадзе спросил – крещен ли он. Я же не знал его в лицо! Он, мне кажется, довольно долго на меня обижался».

«По воспоминаниям моего отца, деда и прадеда никто из народа в XIX веке на Пасху не причащался. Только священники в алтаре. Это неправильно. – рассказывает отец Сергий. — Лично для меня является серьезным основанием причастия на Пасху мнение отца Иоанна Крестьянкина. Он говорил, что надо причащаться один раз в две недели. Больным и беременным можно и один раз в неделю. Это слова отца Иоанна, который никогда не был модернистом».

Старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ Илья Красовицкий по этому поводу говорит: «В синодальный период церковная жизнь в России во многом утратила свою «евхаристичность», то есть оторвалась от Евхаристии. Считалось, что Праздник — это одно, а Причастие — совсем другое, нечто весьма грустное, связанное с необходимостью поститься, исповедоваться, много молиться и отказываться от развлечений. Большинство причащалось раз в год, и только очень усердные – один раз в каждый пост. Вся страна жила, можно сказать, почти без полноценного участия в Евхаристии. И мы знаем, чем все это закончилось. Возрождение частого причащения связано с именем святого Иоанна Кронштадтского. Он призывал причащаться очень часто, и все многотысячные толпы, которые собирались на его службе, каждый раз причащались».

Сейчас многие отцы судят об этом по-разному. Кто-то за то, чтобы причащаться часто и на Пасху обязательно, кто-то против. Но споры эти не новые. В XVIII веке существовало мнение, что причащаться надо не чаще чем один раз в сорок дней. «По какой причине мы постимся эти сорок дней? В прошлом многие приступали к Тайнам просто так и как случится. И было это по преимуществу в то время, когда Христос предал нам это Таинство. Святые отцы, осознав вред, бываемый от нерадивого Причащения, собравшись, определили сорок дней поста, молитв, слушания Писаний и посещения церкви, дабы в эти дни все мы, очистившись благодаря тщательности, и молитвам, и милостыни, и посту, и всенощным бдениям, и слезам, и исповеди, и всем другим добродетелям, насколько это в наших силах, таким образом с чистой совестью приступали к Таинству», — эти слова святого Иоанна Златоустого приводят сторонники редкого причащения, и их цитирует в своей «Книге душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» святой Никодим Святогорец. Он предлагает в ответ не вырывать святоотеческие цитаты из контекста, а подумать, что же случится, если сами сторонники «сорокодневия» начнут точно исполнить эти слова: «Поэтому не следует им говорить только то, что говорит Златоуст об определении божественными отцами сорока дней, в которые мы, постясь, причащаемся, но следует рассмотреть и то, что предшествует этим словам, и то, что следует за ними, и что приводит в том же самом слове этот божественный отец, и по какому поводу и к кому обращена его беседа. Возражающие нам утверждают и доказывают, что божественный Златоуст только днем Пасхи ограничил употребление Божественного Причащения. Если эти защитники сорокадневия хотят это обосновать, то должны, в согласии с их мнением, или причащаться только раз в году, то есть на праздник Пасхи, и уподобиться тем, к которым тогда говорил Златоуст, или должны совершать десять Великих постов в году — столько, сколько раз у них принято причащаться».

Вряд ли практику редкого причастия возможно обосновать словами святителя Иоанна Златоуста, ведь известно, что как пастырь он сам огорчался, когда видел, что его прихожане, его паства причащаются редко. В своих проповедях Иоанн Златоуст сетует на тех прихожан, кто слушает проповедь и сразу после этого уходит домой, не дожидаясь Причастия. В то же время, его творения доказывают, что тенденция к редкому причащению возникла совсем не в России XVIII века, а в Византии в IV веке.

Читать еще:  Блюда из рожек. Рецепты макарон – самые вкусные блюда с фото и советы

Если по поводу причащения на Пасху в Церкви нет единого мнения, то уж по поводу частого причащения на Светлой седмице и подавно все запутанно. Ведь перед причастием надо готовиться. А как готовиться, если все всё едят, празднуют и молитвы сведены к минимуму?

Отец Сергий считает, что часто на Светлой седмице причащаться не следует: «Нельзя механически переносить раннее христианство на XXI век. Ведь даже священнослужители, которые каждый раз причащаются, когда служат, страдают от этого. Надо иметь такой трепет душевный и страх Божий, чтобы не привыкнуть к принятию Таинства, а мирянин тем более может привыкнуть: у него просто не хватит времени, возможности и душевных сил все время осознавать Что такое Причастие. И получится по апостолу Павлу: в суд себе ям и пию, не рассуждая, Тела и Крови Господа нашего. И многие из них болеют, а немало и умирают. Это очень серьезная вещь и не надо так рисковать. Только святые могут так жить, но даже схимники не каждый день причащаются. А мы что, мирские люди? Тем более, что никакой нормальной подготовки к причастию на Светлой седмице быть не может. И молодым людям сложно исполнять правило воздержания от супружеской жизни в Светлую седмицу».

«Эти вопросы надо решать каждому человеку отдельно со священником, к которому он придет. То, что одному нельзя, другому, может быть, и можно. В наших молитвословах и канонниках, которые мы обычно читаем при подготовке к причастию, указано, что в дни Светлой Седмицы вместо трех канонов надо читать канон Пасхи. Значит, такая практика предусмотрена Церковью, — считает заведующий кафедрой пастырского и нравственного богословия ПСТГУ, священник Павел Хондзинский. – Исторически пост и причастие, судя по всему, стали так неотделимы друг от друга в силу того, что по традиции причастию должен был предшествовать длительный период подготовки к нему. А поскольку традиция это достаточно древняя, постольку у нас нет никаких оснований утверждать, что в XVI веке причащались чаще, чем в XIX. Но к XIX веку, а точнее после реформ Петра, жизнь Церкви существенно изменилась, и тогда постепенно возникло понимание того, что частое причастие необходимо христианам в этих новых условиях более, чем что-либо другое. При этом, по словам свщм. Сергия Мечева, даже такой последовательный сторонник частого причащения, как его отец, св. Алексей Мечев, считал, что у каждого здесь должна быть своя норма, определяемая духовником. Конечно, причаститься на Пасху – замечательно. Во всяком случае нет никаких специальных препятствий к этому, и не причастить человека в этот день можно только по тем же причинам, по которым его нельзя причастить и в любой другой день церковного года – то есть, при наличии у него тяжких грехов, в которых он не готов принести деятельное покаяние».

Как причащаться в пасхальные дни?

Как причащаться в дни Пасхи? Каждый раз придется этот вопрос решать индивидуально. Единого мнения в Церкви нет. Некоторые священники не причащают на Пасху, а некоторые наоборот считают, что по слову святого Иоанна Златоуста и достойные и недостойные должны приступить к Чаше. Так что же правильно?

А вы крещеный?

Магистр богословия, настоятель Церкви Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов не причащает на Пасху тех, кого первый раз видит перед Чашей: «Когда я причащаю на Пасху, ни одного постороннего человека я не причащу. Я не имею право его причастить. А если он не крещеный? Где он исповедовался? Надо знать, что он крещеный, верующий и говел. В нашем приходе уже 20 лет на Пасху причащаются приблизительно 700 человек. Я их всех знаю в лицо и по именам, я знаю их семьи, их трудности». Конечно можно таких, незнакомых священнику людей, и перед чашей спросить: крещеный ли, исповедовались? Но на Пасху это не очень удобно: слишком много причастников. К тому же бывают недоразумения. Об одном из таких недоразумений отец Сергий рассказывает со смехом: «Однажды оказалось, что я так князя Зураба Чавчавадзе спросил – крещен ли он. Я же не знал его в лицо! Он, мне кажется, довольно долго на меня обижался».

Долгий спор

«По воспоминаниям моего отца, деда и прадеда никто из народа в XIX веке на Пасху не причащался. Только священники в алтаре. Это неправильно. – рассказывает отец Сергий. — Лично для меня является серьезным основанием причастия на Пасху мнение отца Иоанна Крестьянкина. Он говорил, что надо причащаться один раз в две недели. Больным и беременным можно и один раз в неделю. Это слова отца Иоанна, который никогда не был модернистом».

Старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ Илья Красовицкий по этому поводу говорит: «В синодальный период церковная жизнь в России во многом утратила свою «евхаристичность», то есть оторвалась от Евхаристии. Считалось, что Праздник — это одно, а Причастие — совсем другое, нечто весьма грустное, связанное с необходимостью поститься, исповедоваться, много молиться и отказываться от развлечений. Большинство причащалось раз в год, и только очень усердные – один раз в каждый пост. Вся страна жила, можно сказать, почти без полноценного участия в Евхаристии. И мы знаем, чем все это закончилось. Возрождение частого причащения связано с именем святого Иоанна Кронштадтского. Он призывал причащаться очень часто, и все многотысячные толпы, которые собирались на его службе, каждый раз причащались».

Читать еще:  Как жить с повышенным давлением. Сколько лет можно прожить с гипертонией

Сейчас многие отцы судят об этом по-разному. Кто-то за то, чтобы причащаться часто и на Пасху обязательно, кто-то против. Но споры эти не новые. В XVIII веке существовало мнение, что причащаться надо не чаще чем один раз в сорок дней. «По какой причине мы постимся эти сорок дней? В прошлом многие приступали к Тайнам просто так и как случится. И было это по преимуществу в то время, когда Христос предал нам это Таинство. Святые отцы, осознав вред, бываемый от нерадивого Причащения, собравшись, определили сорок дней поста, молитв, слушания Писаний и посещения церкви, дабы в эти дни все мы, очистившись благодаря тщательности, и молитвам, и милостыни, и посту, и всенощным бдениям, и слезам, и исповеди, и всем другим добродетелям, насколько это в наших силах, таким образом с чистой совестью приступали к Таинству», — эти слова святого Иоанна Златоустого приводят сторонники редкого причащения, и их цитирует в своей «Книге душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» святой Никодим Святогорец. Он предлагает в ответ не вырывать святоотеческие цитаты из контекста, а подумать, что же случится, если сами сторонники «сорокодневия» начнут точно исполнить эти слова: «Поэтому не следует им говорить только то, что говорит Златоуст об определении божественными отцами сорока дней, в которые мы, постясь, причащаемся, но следует рассмотреть и то, что предшествует этим словам, и то, что следует за ними, и что приводит в том же самом слове этот божественный отец, и по какому поводу и к кому обращена его беседа. Возражающие нам утверждают и доказывают, что божественный Златоуст только днем Пасхи ограничил употребление Божественного Причащения. Если эти защитники сорокадневия хотят это обосновать, то должны, в согласии с их мнением, или причащаться только раз в году, то есть на праздник Пасхи, и уподобиться тем, к которым тогда говорил Златоуст, или должны совершать десять Великих постов в году — столько, сколько раз у них принято причащаться».

Вряд ли практику редкого причастия возможно обосновать словами святителя Иоанна Златоуста, ведь известно, что как пастырь он сам огорчался, когда видел, что его прихожане, его паства причащаются редко. В своих проповедях Иоанн Златоуст сетует на тех прихожан, кто слушает проповедь и сразу после этого уходит домой, не дожидаясь Причастия. В то же время, его творения доказывают, что тенденция к редкому причащению возникла совсем не в России XVIII века, а в Византии в IV веке.

На Светлой

Если по поводу причащения на Пасху в Церкви нет единого мнения, то уж по поводу частого причащения на Светлой седмице и подавно все запутанно. Ведь перед причастием надо готовиться. А как готовиться, если все всё едят, празднуют и молитвы сведены к минимуму?

Отец Сергий считает, что часто на Светлой седмице причащаться не следует: «Нельзя механически переносить раннее христианство на XXI век. Ведь даже священнослужители, которые каждый раз причащаются, когда служат, страдают от этого. Надо иметь такой трепет душевный и страх Божий, чтобы не привыкнуть к принятию Таинства, а мирянин тем более может привыкнуть: у него просто не хватит времени, возможности и душевных сил все время осознавать Что такое Причастие. И получится по апостолу Павлу: в суд себе ям и пию, не рассуждая, Тела и Крови Господа нашего. И многие из них болеют, а немало и умирают. Это очень серьезная вещь и не надо так рисковать. Только святые могут так жить, но даже схимники не каждый день причащаются. А мы что, мирские люди? Тем более, что никакой нормальной подготовки к причастию на Светлой седмице быть не может. И молодым людям сложно исполнять правило воздержания от супружеской жизни в Светлую седмицу».
«Эти вопросы надо решать каждому человеку отдельно со священником, к которому он придет. То, что одному нельзя, другому, может быть, и можно. В наших молитвословах и канонниках, которые мы обычно читаем при подготовке к причастию, указано, что в дни Светлой Седмицы вместо трех канонов надо читать канон Пасхи. Значит, такая практика предусмотрена Церковью, — считает заведующий кафедрой пастырского и нравственного богословия ПСТГУ, священник Павел Хондзинский. – Исторически пост и причастие, судя по всему, стали так неотделимы друг от друга в силу того, что по традиции причастию должен был предшествовать длительный период подготовки к нему. А поскольку традиция это достаточно древняя, постольку у нас нет никаких оснований утверждать, что в XVI веке причащались чаще, чем в XIX. Но к XIX веку, а точнее после реформ Петра, жизнь Церкви существенно изменилась, и тогда постепенно возникло понимание того, что частое причастие необходимо христианам в этих новых условиях более, чем что-либо другое. При этом, по словам свщм. Сергия Мечева, даже такой последовательный сторонник частого причащения, как его отец, св. Алексей Мечев, считал, что у каждого здесь должна быть своя норма, определяемая духовником. Конечно, причаститься на Пасху – замечательно. Во всяком случае нет никаких специальных препятствий к этому, и не причастить человека в этот день можно только по тем же причинам, по которым его нельзя причастить и в любой другой день церковного года – то есть, при наличии у него тяжких грехов, в которых он не готов принести деятельное покаяние».

Источники:

http://pravoslavie.ru/64417.html

http://www.orthedu.ru/news/7055-kak-prichashhatsya-v-pasxalnye-dni.html

http://www.nsad.ru/articles/kak-prichashhatsya-v-pashalnye-dni

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector