Дерево одушевленное или. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Содержание

Имя существительное

Что такое имя существительное

Имя существительное — это часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в категориях числа и падежа и в категории рода.

При этом по падежам и числам существительное изменяется (категории словоизменительные), а по родам — нет (постоянная категория).

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это — названия

  • вещей ( стул , пол , окно , гусли , сани )
  • лиц ( ребенок , барышня , отрок , красавица , человек , муж )
  • веществ ( молоко , сливки , компот , опилки )
  • живых существ и организмов ( кошка , собака , малиновка , карась ; бактерия , вирус , микроб )
  • фактов, событий, явлений ( пожар , интервью , каникулы )
  • названных как независимые качеств, свойств, действий, состояний ( радость , отвага , белизна , бег , пение , суета , вой , хрюканье ).

Является ли именем существительным слово экзистенциализм ?

Разряды имен существительных

В школьной программе выделяют следующие разряды существительных: собственные и нарицательные ; одушевленные и неодушевленные . Эти разряды пересекаются: каждое имя существительное является либо собственным, либо нарицательным и при этом либо одушевленным, либо неодушевленным.

Марина — существительное одновременно и собственное, и одушевленное.
Кот — нарицательное и одушевленное.
Лондон — собственное и неодушевленное.
Дерево — нарицательное и неодушевленное.

Рассмотрим указанные разряды.

Собственные и нарицательные имена существительные

Собственные имена существительные называют конкретный индивидуальный предмет.

Нарицательные имена существительные называют предмет как представителя целого класса.

К именам собственным относятся следующие группы слов:

  • имена людей и богов, клички животных ( Анна , Алексей , Юнона , Тор , Владимир Иванович Петухов , Акакий Акакиевич Башмачкин , Белый Бим Черное ухо )
  • географические названия ( Австралия , Чехия , Венесуэла , Прага , Москва , Сестрорецк , Тихий океан , Урал , Марианская впадина )
  • астрономические названия ( Земля , Марс , Венера )
  • названия праздников ( День знаний , День открытых дверей )
  • названия предприятий, организаций, СМИ, художественных произведений и т.п. ( ООО «Паритет» , радио «Эхо Москвы» , «Бесконечная книга» М. Энде , «Травиата» Дж. Верди ).

Граница между именами собственными и нарицательными непостоянна и подвижна: имена нарицательные легко становятся собственными наименованиями — прозвищами и кличками. Имена собственные часто используются для обобщенного обозначения однородных предметов и становятся при этом нарицательными: донкихот (благородный наивный мечтатель), георгин , мерседес .

Отметьте имена собственные.

«Красное и черное»

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Одушевленные существительные — это названия людей и животных.

кот, сверчок, шмель, тигр, лигр, черепаха, девушка, девица, молодец, младенец, врач, красавица, друг, сын

Неодушевленные существительные — это названия всех предметов и явлений, кроме людей и животных.

Не только диван, тетрадь, картина, вдохновение, полет,
но и природа, луг, поле, куст, ромашка, василек,
а также семья, группа, коллектив.

Таким образом, деление существительных на одушевленные и неодушевленные не отражает полностью существующее в мире деление на живое и неживое. К одушевленным существительным не относятся, во-первых, названия деревьев и растений ( ель , ясень , кактус , роза , лилия ), во-вторых, названия совокупностей живых существ ( семейство , компания , толпа , стая , армия ).

Одушевленные существительные морфологически отличаются от неодушевленных.

1. Одушевленные существительные во множ. числе имеют форму вин. падежа, совпадающую с формой род. падежа.

— Род. падеж: нет братьев и сестер , нет зверей ;

— вин. падеж: встретил братьев и сестер , увидел зверей .

Неодушевленные существительные во множ. числе имеют форму вин. падежа, совпадающую с формой имен. падежа.

— Им. падеж: абрикосы и сливы лежат на столе ;

— вин. падеж: собрал абрикосы и сливы .

Единственным отступлением от последовательного выражения одушевленности во множ. числе является форма вин. падежа, равная именительному (а не родительному) падежу, у слов — названий лиц в составе конструкций типа идти в солдаты, взять (кого-нибудь) в курьеры, пойти в няньки.

Особо следует сказать о словах, которые в лексических значениях совмещают понятия о живом и неживом. Существительные мертвец , покойник , кукла употребляются как одушевленные. Наши сети притащили мертвеца . А.С. Пушкин. Покажи мне своих кукол . Но: играть в куклы .

Неодушевленные существительные, примененные к живым существам, приобретают приметы одушевленности. О человеке можно сказать: нашего мешка обманули, видел я этого тюфяка.

2. Одушевленные существительные, как правило, относятся к мужскому или женскому роду и лишь немногие — к среднему роду, при этом существительные мужского рода чаще всего называют лицо или животное мужского пола (например, кот ), а существительные женского рода — женского пола (например, кошка ). Одушевленные существительные среднего рода называют живые существа безотносительно к полу. Например: дитя , существо , животное , насекомое , земноводное , пресмыкающееся .

Читать еще:  Статистика. Основные понятия и определения (2019)

Неодушевленные существительные распределены между тремя морфологическими родами — мужским, женским и средним, причем их род никак не обусловлен смыслом (о них говорят, что они семантически не мотивированы). Например, нет никаких объективных причин, по которым стол мужского рода, а еда женского рода.

Отметьте одушевленные существительные.

Морфологические категории существительного

Существительные имеют морфологические категории рода , числа и падежа .

Категория падежа

Как носители категории падежа существительные делятся на склоняемые , или изменяющиеся по падежам, то есть имеющие разные падежные формы, и несклоняемые — с омонимичными падежными формами.

Примеры несклоняемых существительных: кофе , пальто , кино , домино , кенгуру .

В любом падеже слово кофе имеет одну и ту же форму: нет кофе (родительный падеж), ем пирожное с кофе (творительный падеж), мечтаю о кофе (предложный падеж).

Отметьте несклоняемые существительные.

Категория числа

Все существительные можно разделить на три группы:

  1. имеющие обе формы числа ( глазглаза , конькони );
  2. употребляющиеся только в форме единственного числа ( листва , вино , бархат , ситец , олово , сталь , аспирин , овес , мука , юмор , сладость , гнев , движение , сюрреализм , импрессионизм );
  3. употребляющиеся только в форме множественного числа ( духи , часы , весы , чернила , деньги , брюки , колготки , ножницы , грабли , сутки , зверята ).

Однако у некоторых существительных второй группы могут образовываться формы множ. числа — при этом существительное приобретает другое лексическое значение: водаводы ( вода замерзла , но: минеральные воды , вешние воды ).

Кроме этого, формы ед. и множ. числа могут отражать не числовое противопоставление, а соотношения по массе, объему: тяжелый песокзыбучие пески , февральский снегснега выпадают .

Какие существительные имеют только форму единственного числа?

Категория рода

Все существительные, имеющие форму ед. числа, делятся на слова мужского , женского и среднего рода ; небольшую группу слов составляют существительные общего рода . Не имеют морфологического значения рода существительные, имеющие только форму множ. числа. Морфологическая категория рода выявляется в формах ед. числа, однако она принадлежит существительному как слову в целом, во всей системе его форм.

Категория рода существительного выявляется при согласовании существительного с прилагательными, причастиями (полными и краткими) или глаголами в прошедшем времени или условном наклонении: мой друг , танцующая девушка , высокое дерево ; форточка открыта , ночь светла ; суп остыл , балерина танцевала бы .

Помимо мужского, женского и среднего рода у существительных есть так называемый общий род . Сюда относятся слова с окончанием — а в имен. падеже ед. числа, называющие лиц по характерному действию или свойству: зануда , пьяница , жадина , привереда , плакса , недотрога , лакомка , неженка , умница (свыше 200 существительных). Как правило, они называют лиц по определенному, характерному для них признаку, чаще всего — отрицательному; обладают яркой эмоционально-оценочной и экспрессивной характеристикой и употребляются в основном в разговорной речи. (Обратите внимание: слова врач , доктор , секретарь , режиссер и др. — мужского рода!)

Деление всех существительных на слова мужского, женского и среднего рода не имеет последовательного содержательного объяснения (семантической мотивированности). Отнесенность неодушевленных существительных к тому или иному роду необъяснима и условна. Так, не имеет объяснения тот факт, что слова душ , день , дом , свет принадлежат к мужскому роду, слова ванна , ночь , квартира , тень — к женскому роду, а слова доказательство , окно , ведро , чудо — к среднему роду. Деление неодушевленных существительных на существительные мужского, женского и среднего рода определяется только системой падежных окончаний и синтаксической сочетаемостью.

Род существительного имеет реальную семантику в тех случаях, когда им характеризуются названия лиц или животных: названия лиц и животных мужского пола являются существительными мужского рода, названия особей женского пола — существительными женского рода. Существительные среднего рода в большинстве случаев связаны с названиями неодушевленных предметов. Из одушевленных существительных значение среднего рода имеет небольшая группа слов: дитя , лицо (в значении личность), существо (живое существо), животное , божество , ничтожество (о человеке), чудовище , чудище , страшилище — и названия зоологических видов, подвидов и родов, например: пресмыкающееся , беспозвоночное , млекопитающее , земноводное .

Иногда определение рода существительного может вызывать трудности. Например, надо запомнить, что слово кофе мужского рода. Об определении рода в сложных случаях можно прочитать здесь .

Отметьте все существительные мужского рода.

Одушевленные и неодушевленные существительные – правила для 5 класса

Сравним выделенные слова в предложении:

  • Приехав во Владимир, я неожиданно встретил Иванова Владимира – одноклассника и друга.

Оба имена существительные, род – мужской, склонение – второе, падеж – винительный. Почему в словах с одинаковыми характеристиками разные окончания? Дело в том, что одно из них – название города, неодушевленное, а второе – имя человека, одушевленное.

Как отличить неодушевленные существительные от одушевленных? Что такое категория одушевленности? Зачем нужно различать одушевленные (ОИС) и неодушевленные (НИС) имена существительные (ИС)? Ответы на вопросы – в статье.

Что такое одушевленность–неодушевленность существительных

Знакомясь с ИС, дети запоминают вопросы, на которые отвечают слова, которые относятся к этой части речи – Кто? Что? Ученикам начальной школы несложно понять, что первый вопрос – для «живого», а второй – для «неживого».

Читать еще:  Произношение французского алфавита. Французский алфавит

Уже на этом этапе у детей возникает вопрос: почему дерево и розы – это неодушевленные существительные. Ведь они живые: рождаются и умирают, пьют воду, растут, болеют.

В русском языке эта категория формировалась веками. В древности растения не считались живыми, потому что они не могут самостоятельно передвигаться в пространстве. Эта способность и сейчас остается главным отличием ОИС и НИС:

  • Дикая лисичка повадилась воровать молоко из миски нашего пса Рыжика.
  • Вчера мы набрали целую корзину лисичек и рыжиков.

В первом предложении выделенные слова – существительные одушевленные. Лисичка – название хищного зверя, а Рыжик – кличка собаки. Задаем вопрос: Кто?

Во втором примере оба слова уже относятся к неодушевленным: это названия грибов. Они отвечают на вопрос: Что?

Как отличить одушевленное от неодушевленного

По грамматическим признакам отличают одушевленные и неодушевленные ИС по окончаниям в Р. и В. падежей в форме множественного числа:

Трудности при определении одушевленности-неодушевленности

В младших классах правило для определения категории одушевленности у ИС простое: все, что живое, может передвигаться самостоятельно, отвечает на вопрос: Кто?, относится к одушевленным именам существительным. Остальные слова отвечают на вопрос: Что? – это уже НИС.

А к 5-му классу знания углубляются, словарный запас расширяется. Зная особенности склонения одушевленных и неодушевленных, ученики замечают несовпадение правил русского языка и бытовой логики. Оказывается, что одушевленными считаются некоторые ИС, которые обозначают неживое, неспособное передвигаться самостоятельно. У выделенных в примерах слов В.п. совпадает с Р. п., а это признак ОИС:

  1. Шахматист потерял ферзя. Речь о шахматной фигуре из дерева или пластика. Это неживой предмет. Двигает фигуры игрок – сами они не могут шагать с клетки на клетку.
  2. На обед подавали барашка, жаренного на вертеле. Животное уже неживое.
  3. На берег вынесло утопленника. Мертвеца нашли рыбаки. В этих предложения речь об умершем человеке.

В то же время слова, обозначающие скопление, единство живых существ, относятся к НИС:

  • Правительство надеется на свой народ.
  • Командование оставило резервный полк в засаде.

В этих предложения слова «народ», «полк» обозначают объединения людей, но при склонении В. П. совпадает с И. п., как у неодушевленных ИС.

И у детей возникают новые вопросы.

Когда «неживое» одушевленное

Слова, обозначающие названия людей, животных, которые по физиологическим понятиям уже не относятся к живым, сохраняют постоянный признак одушевленности. Если говорить о ИС «мертвец», «покойник», то их когда-то употребляли для обозначения человека умершего, пока его душа еще витает где-то рядом. С этим связаны обряды 3-го, 9-го, 40-го дня после кончины. После душа уходит в другой мир. То есть душа уже не в теле, но рядом. Склонение слов сохраняет эти представления о смерти человека.

Тело после 40 дней называли словом «труп» – души уже нет, поэтому слово склоняется по правилам неодушевленных ИС.

Шахматные фигуры, марионеточные и другие куклы, игральные карты – это тоже с точки зрения грамматики одушевленные существительные:

  • Вытянул козырного туза;
  • Смеялись над проделками Петрушки;
  • Пешка угрожает ферзю;
  • Подарили куклу Машу.

К одушевленным относят названия художественных или музыкальных произведений, картин, которые состоят из имен главных героев:

  • Прочитали «Руслана и Людмилу»;
  • Постановка «Евгения Онегина»;
  • Хор девушек из «Князя Игоря».

Но если это название автомобиля, журнала, кинофильма, в котором нет имени собственного, то оно изменяется как неодушевленное. Сравните:

  • Пригласили в гости москвича (житель Москвы – одушевленное);
  • Испытывали новенький «Москвич» (название автомобиля – неодушевленное);
  • Завели дома крокодила (животное – одушевленное);
  • Привезли свежий «Крокодил» (название журнала – неодушевленное).

Когда «живое» неодушевленное

К НИС относятся слова со значением объединения живых существ – людей или животных:

Слова среднего рода

Одушевленные существительные – это обычно слова женского или мужского рода. Ведь все живое делится по этому признаку. Но среди ИС среднего рода тоже есть те, что отвечают на вопрос Кто?:

милое дитя
официальное лицо
дорогое чадо
чудище лесное
редкое животное
морское млекопитающее
опасное насекомое

Переход между категориями

В начале статьи в примерах про грибы и животных слов «лисичка» употреблялось как одушевленное и как неодушевленное. Это не значит, что постоянный признак ИС вдруг становится непостоянным. Существительное «лисичка» – многозначное. Значение влияет на одушевленность. Та же ситуация с омонимами: только в контексте определяют, одушевленное ИС или нет:

  • Древние римляне почитали Юпитера (бог – одушевленное);
  • В безоблачную ночь хорошо видно Юпитер (планета – неодушевленное);

Почему важно определять одушевленность существительных

Не задумываясь о категории одушевленности, допускают грамматические ошибки. Вспомнив, что у ОИС Р. п. = В. п., выберите правильный вариант:

  1. А вы видели в замке страшного призрака // страшный призрак?
  2. Для охраны выделили три полицейские // трех полицейских.
  3. На входе заметили два охранника // двух охранников.
  4. Да мы сами напугаем это привидение // этого привидения.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Как правило, смысл терминов «одушевленность» и «неодушевленность» современный школьник связывает с отработанным на уроке русского языка в пятом классе методическим приемом: если к слову задать вопрос «кто?», то оно входит в группу одушевленных существительных и обозначает названия людей и различных существ (учитель, девочка, белка и др.); если существительное отвечает на вопрос «что?» — оно составляет группу неодушевленных существительных, называющих явления и предметы неживой природы (дом, песок, мечта и др.).

Читать еще:  Рак и Дева – совместимость мужчины и женщины. Совместимость девы и рака

С основными теоретическими сведениями об одушевленных и неодушевленных именах существительных можно познакомиться в учебнике «Русский язык. 5 класс» (УМК М. М. Разумовской) на с. 236-238, «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 100 в разделе «6 класс».

Закрепляем на практике

Актуализировать знания об одушевленных и неодушевленных именах существительных помогут такие упражнения из учебника по русскому языку для 5 класса УМК М. М. Разумовской:

    Вспомнить, какие слова являются одушевленными, а какие – неодушевленными, привести примеры и записать их в две колонки (упражнение 699 на с. 237). Например, в таблице, которую можно назвать «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Подобрать по пять одушевленных и неодушевленных имен существительных, составить и записать с ними предложения (упражнение 700 на с. 237).

  • С помощью суффиксов (например, -ец-, -ич-, -ин-, -ник-, -чик-, -анин- (-янин-), -щик-, -онок- (-енок-), -тель-) образовать существительные со значениями «житель какой-нибудь местности», «человек определенной профессии», «детеныш животного»; определить, к одушевленным или неодушевленным относятся образованные существительные, составить с ними предложения, записать их в тетрадь, подчеркнуть в них грамматические основы (упражнение 701 на с. 237).
  • В учебнике «Русский язык. Практика. 6 класс» (УМК В. В. Бабайцевой) в упражнении 66 на с. 30 дается задание просклонять существительные «фестиваль» и «комар» в единственном и множественном числе и сделать вывод о том, в чем проявляется различие морфологических форм одушевленных и неодушевленных существительных.

    Универсальность такого способа деления существительных на группы по принадлежности их к живой или неживой природе можно подвергнуть сомнению с помощью создания проблемной ситуации на уроке. Необходимо предложить ребятам альтернативный прием: различение слов осуществляется не только по смыслу, но и по форме множественного числа винительного падежа.

    Совпадение этой формы и формы родительного падежа множественного числа свидетельствует, что перед нами одушевленное существительное (например, вижу школьников — нет школьников), ее совпадение с формой именительного падежа множественного числа указывает на то, что существительное неодушевленное (лежат тетради — вижу тетради).

    Выполнение задания, направленного на определение одушевленности / неодушевленности слов, лексическое значение которых в толковых словарях связывается с категорией неодушевленности, а по формальному признаку эти слова относятся к одушевленным существительным (кукла, мертвец, покойник, туз). И, наоборот, обозначающих совокупность живых существ, но относящихся к неодушевленным (например, народ, толпа, взвод, стая, группа и др.), поможет ученикам сформулировать правило отнесения существительных к той или иной группе слов.

    Включение информации об олицетворении как изображении неживых существ живыми позволяет сформировать у школьников умение находить примеры олицетворения в «вершинной» речи писателей и поэтов, анализировать художественный текст с точки зрения его образности, выразительности, а использование школьниками этого приема в собственной речи сделает ее разнообразной, яркой, богатой.

    Например, в учебнике для пятого класса (УМК М. М. Разумовской) в упражнении 702 на с. 237 перед школьниками ставится задача записать сочетания слов, которые иллюстрируют прием олицетворения, и сделать вывод, с помощью какой части речи создается такой прием.

    В учебник по русскому языку для 6 класса УМК В. В. Бабайцевой включено задание (упражнение 67 на с. 30), которое актуализирует знания школьников об олицетворении («Какое неодушевленное существительное употреблено в значении одушевленного? Как называется этот прием и где он часто используется?»).

    Кроме того, применение этих сведений об олицетворении создает логический «мостик», который системно представляет и связывает воедино информацию, получаемую школьникам на уроках словесности. Фрагменты художественных текстов (например, «И стоит себе лес, улыбается. », «Уж небо осенью дышало. », «Дремлет чуткий камыш. » и др.), рассматриваемых с точки зрения использования в них изобразительно-выразительных средств, часто становятся предметом анализа на уроках русского языка, развития речи, литературы и риторики.

    На уроке русского языка школьники получают задания, с помощью которых у них формируется умение находить олицетворение в художественных текстах, понимать цель использования такого приема, осознавать глагол как часть речи, с помощью которой создается олицетворение:

    1. выразительно прочитать фрагменты стихотворений; записать сочетания слов, которые иллюстрируют использование приема олицетворения;
    2. выписать из стихотворений, которые помещены в хрестоматию по литературе, примеры использования олицетворения.

    #ADVERTISING_INSERT#

    Источники:

    http://lampa.io/p/%D0%B8%D0%BC%D1%8F-%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-00000000176e25be76c526cb9247732f

    http://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/odushevlennye-i-neodushevlennye-suschestvitelnye-pravila-dlya-5-klassa.html

    http://rosuchebnik.ru/material/imena-sushchestvitelnye-odushevlennye-i-neodushevlennye/

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему:

    Adblock
    detector