Дарвин и жители огненной земли. Последние дни огнеземельцев
Содержание
- 1 Дарвин и жители огненной земли. Последние дни огнеземельцев
- 1.1 Дарвин и жители Огненной Земли
- 1.2 Заложники Фицроя
- 1.3 Знакомство Дарвина с огнеземельцами
- 1.4 Каннибализм
- 1.5 Ошибочные и расистские выводы Дарвина
- 1.6 Не столь предвзятая точка зрения
- 1.7 Как Дарвин мог так ошибаться?
- 1.8 Огнеземельцы и христианство
- 1.9 Как зажглись и погасли костры Огненной Земли
- 1.10 Как жители Огненной земли стали самой морозоустойчивой народностью на планете
- 1.11 Край земли
- 1.12 Адаптация к холоду
Дарвин и жители Огненной Земли
В своей книге «Происхождение человека» (1871 г.) Ч. Дарвин утверждал, что «предком человека было волосатое, хвостатое, четвероногое существо» . 1 В качестве доказательства он привел (в качестве переходной формы) обитателей Огненной Земли. Это заявление повлекло за собой волну расизма, захлестнувшую мир в XIX–XX столетиях.
С огнеземельцами Дарвин впервые столкнулся во время исследовательской экспедиции на судне «Бигль», которым командовал капитан Роберт Фицрой.
Джемми Баттон в 1833 и 1834 гг.
Заложники Фицроя
В 1829 году бриг королевского флота «Бигль» проводил изучение Огненной Земли, картографируя местность, когда группа аборигенов захватила китобойное судно, принимавшее участие в экспедиции. В отместку капитан Фицрой взял в заложники несколько огнеземельцев, большинству из которых удалось сбежать, «отведав лучшие в их жизни яства». 2
У Фицроя на руках осталась девочка, двое юношей и мальчик (утверждается, что его выменяли у родителей на перламутровую пуговицу). Моряки дали пленникам имена: Фуэгия Баскет, Боут Мемори, Йорк Минстер 3 и Джемми Баттон. Капитан Фицрой решил забрать всех четверых в Англию и дать им образование, а потом вернуть их на родину в качестве миссионеров. 4
Вскоре по прибытии в Англию Боут Мемори заболел оспой и умер. Остальных огнеземельцев обучали английскому языку, садоводству, хлебопашеству и «основам христианского вероучения». 2 Эксперимент по образованию огнеземельцев настолько удался, что в середине 1831 года их представили королевской чете: королю Вильяму IV и его супруге.
Знакомство Дарвина с огнеземельцами
В декабре 1831 года «Бигль» отправился во вторую кругосветную экспедицию под командованием капитана Фицроя. В качестве натуралиста и компаньона с ним отправился Чарльз Дарвин. На этот раз «Бигль» должен был вернуть трех пленников на родину. Фицрой рассчитывал, что они станут миссионерами для своих соплеменников. 4
В своей книге «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»» Дарвин рассказывает об одном из них, Джемми Баттоне. Он описывает его как человека, обладавшего «приветливым нравом», способного сочувствовать чужой боли. Джемми «всегда носил перчатки, аккуратно подстригал волосы и приходил в полное отчаяние, если его начищенная до блеска обувь пачкалась» , 5 – настоящий джентльмен! Фуэгия Баскет «очень скоро выучилась всему, особенно языкам» . 5
Такое описание идет вразрез с унизительными и расистскими высказываниями Дарвина в этой же книге, записанными год спустя, когда в 1832 году «Бигль» достиг берегов Огненной Земли. Ученый отзывался о местных жителях не иначе как о «дикарях» и «невеждах» и постоянно отзывался о них как о животных: «Если сравнивать этих людей с теми, кого мы привезли, никому и в голову не придет, что они соплеменники … Можно только догадываться, чем довольствуются низшие животные; и эти дикари ничем от них не отличаются!» 6 В письме своему двоюродному брату, отправленном в 1833 году, Чарльз Дарвин также пишет: «Дикий человек – ни что иное, как жалкое животное» . 7
Огнеземельцы приветствуют корабль королевского флота «Бигль». Рисунок Конрада Мартенса (чертежника на «Бигле»).
В марте 1834 года Дарвин в последний раз видел Джемми, который к тому времени прожил со своим народом уже более года. Теперь он отзывается о нем так: «Худой, осунувшийся дикарь с длинными взъерошенными вихрами, с едва прикрывающим наготу лоскутом ткани на бедрах … Когда мы только привезли их обратно, он был упитанным, даже полным, опрятным и хорошо одетым. Никогда еще в своей жизни не доводилось видеть мне столь разительные перемены в человеческом облике» . 8
Каннибализм
Исходя из рассказов Фицроя о Джемми и других жителях Огненной Земли, Дарвин пришел к ошибочному мнению о том, что огнеземельцы – каннибалы и что «угнетаемые в зиму голодом, они убивают и съедают своих женщин прежде собак» . 9
Ученый Энни Чэпман удивляется тому, как Дарвин мог всерьез относиться к подобным выдумкам – вплоть до упоминания одной из них в книге «Происхождение видов». 9 Чэпман отмечает: «Дарвин не смог отказаться от идеи поедания себе подобных: слишком сильное воздействие она оказывала на воображение. Более того, каннибализм – явление более чем ожидаемое среди людей, столь «низкого уровня» развития» . 11
На самом же деле, жители Огненной Земли «скорее почитали, нежели поедали своих пожилых соплеменниц» . 12
Что касается языка огнеземельцев, Чарльз Дарвин пишет: « … его едва ли можно назвать членораздельным. Капитан Кук сравнивал его звучание со звуками, которые издает человек, когда прокашливается … череда хриплых гортанных и щелкающих звуков» . 13 Далее он заявляет: «Возгласы домашних животных куда отчетливее». 14
Лукас Бриджес, владеющий, помимо английского, языком огнеземельцев, считает: видимо, Дарвин полагал, что «при разговоре огнеземельцы снова и снова повторяли одни и те же фразы», потому и пришел к выводу, что в их языке «не более сотни слов». В действительности же, утверждает Бриджес, «язык огнеземельцев многократно богаче и выразительней, чем английский или испанский» . 15 Их словарный запас составляет 32 тысячи слов; например, он содержит, как минимум, пять разных названий для едва различимых глазом видов снега. 16
Ошибочные и расистские выводы Дарвина
В заключительной главе «Происхождения человека» Чарльз Дарвин утверждает: «Таким образом, мы приходим к выводу, что предком человека было волосатое, хвостатое, четвероногое существо, которое, вероятно, жило на деревьях и обитало в Старом Свете. Потому нет никаких сомнений в том, что люди произошли от дикарей» . 17
Рассказывая, как сформировалось его мнение о жителях Огненной Земли, Дарвин пишет: «Вид огнеземельцев, сидящих на диком заброшенном берегу, произвел на меня неизгладимое впечатление. Перед глазами предстал образ – вот так же, когда-то давно, сидели наши предки. Эти люди были совершенно наги, тела разукрашены, спутанные волосы свисали ниже плеч, рты раскрылись от изумления, а в глазах затаилась угроза … Я мог произойти как от той смелой обезьянки … или того старого бабуина, … так и от дикаря, который испытывает удовольствие, мучая врагов, и приносит в жертву кровь животных. Он без малейших угрызений совести убивает младенцев, относится к женщинам, словно к рабам, он не знает, что такое правила приличия и полностью зависит от нелепых суеверий» .
Не столь предвзятая точка зрения
Соотечественник Дарвина, английский исследователь Уильям Паркер Сноу, побывал на Огненной Земле в 1855 году. Его мнение, не обусловленное (в отличие от дарвиновского) предвзятым отношением, позволило ему прийти к совершенно иным выводам о тамошних жителях. Описывая их неопрятный внешний вид и первобытные привычки, Сноу отмечает: « … многие огнеземельцы, живущие на Восточных Островах, обладают приятной и даже привлекательной внешностью. Понимаю, что это идет вразрез с тем, что описывал в своих трудах мистер Дарвин, но я говорю лишь о том, что сам видел … » Позже ученый обнаружил, что аборигены «живут семьями»: «Я был свидетелем проявления глубокой любви и нежности по отношению к своим детям и друг ко другу» , 18 – пишет он.
Сноу свидетельствует, что местные женщины отличаются скромностью, а матери очень привязаны к своим детям. Также у них существует «нечто наподобие права собственности».
В результате исследователь делает вывод: «Единственная существенная разница между дикарем и цивилизованным человеком состоит в определенном уровне и образе мышления» . Он считает, что «нынешнее состояние» огнеземельцев обусловлено лишь условиями их жизни. 18
Как Дарвин мог так ошибаться?
© iStockphoto/gooles
Живописные горы, озера и ручьи Огненной Земли, красота которых поначалу делает незаметными все трудности жизни в этой земле.
Чарльз Дарвин окрестил огнеземельцев «дикарями», хотя был знаком только с тремя представителями этого народа. Об этих троих он отзывался как о людях, способных к обучению, обладающих добрым нравом, способных сострадать чужому горю, годных к обучению чему угодно, особенно языкам. И все же он отверг все то положительное, свидетелем чего был. Что же привело к этому?
Дарвин предпочел проигнорировать доказательства благотворного влияния среды на троих огнеземельцев, которые приобрели навыки английского дворянства, из-за того, что они, вновь оказавшись в родной среде, вернулись к прежнему образу жизни. Возможно, им было так удобней: таким образом они адаптировались к изменившимся условиям. Английским миссионерам с трудом удавалось выживать на Огненной Земле, в то время как местные жители не только спокойно жили там, но и получали от жизни удовольствие.
Относительно наготы, которую Дарвин принял за признак невежества, Лукас Бриджес отмечает: «Поскольку основной рацион огнеземельцев составляют рыба и моллюски, у них почти нет шкур животных, которые можно было бы использовать в качестве одежды» . 19
Дарвин также отвергал библейское повествование о том, что люди от сотворения были высокоразвитыми существами: они занимались строительством, сельским хозяйством, животноводством, металлургией, играли на музыкальных инструментах (об этом рассказывает книга Бытия 4:17-22). Возвращение троих огнеземельцев к прежнему образу жизни вовсе не свидетельствует, что они или их соплеменники – «невежды». Скорее наоборот, это показывает (как в свое время показало Вавилонское рассеяние – см. Быт. 11), что человек может утратить свои прежние навыки, одновременно приобретая новые, необходимые для выживания в новой среде.
Огнеземельцы и христианство
Несмотря на то, что планам капитана Фицроя не удалось осуществиться, Евангелие все-таки достигло жителей Огненной Земли. На это понадобилось время и усилия: не каждый миссионер смог свыкнуться с местными условиями жизни. Первую попытку проповедовать здесь предпринял в 1833 году Ричард Мэтьюз. Его примеру последовал позже в 1845, 1848 и 1850 годах Ален Гардинер, основавший Патагонское Миссионерское Общество (в 1864 году оно было переименовано в Южно-Американское Миссионерское Общество). В 1851 году Гардинер и еще шестеро миссионеров умерли от голода (из-за враждебного отношения местных жителей и из-за того, что судно с провизией прибыло на два месяца позже установленного срока. Еще восемь человек были убиты в 1859 году.
В 1862 году Уэйту Хоккинг Стерлингу удалось установить контакт с несколькими племенами огнеземельцев. К 1869 году «более четырехсот индейцев приняли крещение во имя Господа и Спасителя» . 20 Узнав об этом, Дарвин был настолько поражен, что перечислил на счет организации чек на пять фунтов.
К великому сожалению, одно из главных племен Огненной Земли вымерло в результате колонизации и отсутствия иммунитета к оспе, кори, гриппу и прочим болезням, завезенным из Европы китоловами, охотниками на тюленей, золотоискателями и земледельцами.
Обращение в христианство сотен огнеземельцев, которое так поразило Дарвина, приводит нас к двум важным выводам.
- Оно подтверждает свидетельство Библии о том, что ВСЕ люди «созданы по образу Божьему» (Быт. 1:27; 1 Кор. 11:7); ведь животные неспособны уверовать.
- Люди жизненно нуждаются не в «цивилизации» и ее благах, а в «рождении свыше» (Ин. 3:3). Это касается каждого человека.
Как зажглись и погасли костры Огненной Земли
Чарлз Дарвин писал когда-то об огнеземельцах: «Глядя на них, невольно задаешь себе вопрос, откуда они пришли? Что могло их привлечь? Или какая перемена заставила целое племя людей покинуть прекрасные северные области, спуститься вниз по Кордильерам — этому позвоночному столбу Америки, изобрести и построить челноки, не употребляемые племенами, населяющими Чили, Перу и Бразилию, и, наконец, вступить в одну из самых негостеприимных стран на всем Земном шаре».
Почему Дарвин с такой уверенностью говорил, что предки огнеземельцев явились именно с севера? При взгляде на карту Огненной Земли такой вывод напрашивается сам собой: ведь от материка Южной Америки с севера архипелаг отделен лишь узким Магеллановым проливом, в то время как с востока и запада острова омывают воды двух беспредельных океанов.
Правда, с южной стороны лежит скованная льдами Антарктида. Французский ученый П. Риве, основываясь на этой относительной близости ледяного материка, высказал предположение, что предки огнеземельцев могли заселить Огненную Землю, пройдя из Австралии по краю Антарктиды. В качестве доказательства этой точки зрения Риве приводил исключительную способность огнеземельцев переносить холод, а также некоторое сходство языка она с языками туземцев Австралии.
Однако как ни стойко переносили холод племена Огненной Земли, нужно учитывать, что для человеческого организма существует все же предельная температура, ниже которой ни одно человеческое существо не может остаться в живых без специальной одежды.
В Антарктиде же, как известно, зимой температура опускается очень низко. Если предположить, что предки огнеземельцев проделали огромный переход по краю Антарктиды, приходится признать, что они обязательно должны были бы зимовать, (и не раз) на территории этого материка. Такой огромный путь, конечно, не мог быть проделан ими в течение одного лета. К тому же языковые связи Огненной Земли и Австралии также сомнительны. Следовательно, с подобной гипотезой вряд ли можно согласиться.
Может быть, разрешить эту загадку нам поможет внешний облик людей, их наружность? Часто именно физический тип позволяет науке установить пути переселения народов. Находя сходные типы людей на разных территориях, можно часто проследить историю изучаемого народа.
Как же отвечает антропология — наука, дающая сведения о физическом типе человека всех стран и всех времен, на вопрос о том, кто же были предки .племен Огненной Земли? Оказывается, что огнеземельцы по своей внешности мало сходны с аборигенами Австралии, что противоречит выводам Риве.
Комплекс черт, свойственный огнеземельцам, можно встретить только у индейских племен американского материка, что окончательно подтверждает правильность взгляда на обитателей Огненной Земли, как на пришельцев с севера. В дебрях Южной Америки сохранились племена, особенно близко родственные огнеземельцам. Под давлением более культурных или более воинственных племен эти племена были когда-то оттеснены в глухие дебри, в горы и наконец частично к югу, в Патагонию. Эти люди, оттесненные сюда, на крайний юг Южной Америки, были предками двух племен Огненной Земли — алакалуф и ямана (яган). Трудно сказать, долго ли они оставались в Патагонии, во всяком случае известно, что в конце концов они были вынуждены перебраться на острова Огненной Земли. Первыми пришли, вероятно, предки алакалуфов, за ними — ямана.
Впоследствии на Огненную Землю стали переселяться передовые отряды новых пришельцев с севера — селькнам (она). Алакалуфы и ямана были оттеснены на крайний юг и запад, где создали своеобразную культуру «водных кочевников», а она расселились на востоке Большого острова, сохранив много общего (физический тип. язык, культура) с родственными племенами Патагонии обитающими по другую сторону Магелланова пролива.
Образ жизни и культура этих племен описаны нами выше. Так жили эти народы не одно столетие, пока появление «белых» пришельцев не нарушило мирного течения их жизни.
Первыми европейцами, которые столкнулись с жителями Огненной Земли, были участники экспедиции Фин-Роя в 1832 году. Колонизация Огненной Земли началась, однако, еще позже. Объясняется это тем, что архипелаг представлял собой довольно бесплодную, бедную землю, удаленную от всего «цивилизованного» мира, на первый взгляд мало что могущую дать пришельцам.
Как всегда, начало колонизации положили миссионеры. Впервые идея обращения индейцев ямана в христианство возникла у английского морского капитана Аллена Гардинера, который в 1848 году обосновался на острове Эстадос, взяв с собой миссионера, врача и четырех моряков.
В 1851 году вся группа погибла от голода и болезней на южном побережье Большого острова.
Только в шестидесятых годах попытка основать миссию на самой Огненной Земле увенчалась успехом.
В 1869 году Стирлинг основал миссионерскую станцию Ушуайа, построив там первый деревянный дом. Преемником Стирлинга в Ушуайа был Томас Бриджес, перу которого принадлежит подробное описание культуры и быта яганов.
В 1881 г. архипелаг Огненная Земля был разделен между Аргентиной и Чили. Восточная часть его отошла к Аргентине, западная была признана владением Чили.
Самое южное на Земном шаре постоянное поселение — поселок Пуэрто-Вильямс на Огненной Земле (снимок сделан в 1959 г.)
Миссионеры открыли дорогу всякого рода авантюристам, приток которых усилился, когда на Огненной Земле было обнаружено золото.
Золотоискатели обходились с аборигенами крайне жестоко. Индейцы пробовали сопротивляться, но что могли сделать их жалкие луки и стрелы против огнестрельного оружия?
Огнеземельцы мстили золотоискателям, угоняя их лошадей, за что многие из аборигенов поплатились жизнью. За каждую угнанную лошадь убивали пять аборигенов.
За первыми золотоискателями вскоре явились колонисты, основавшие два поселения Хенте Гранде и Пор- венир.
Земли Большого острова оказались весьма удобными для овцеводства, быстро здесь распространившегося. Под пастбища стали занимать все лучшие земли, оттесняя аборигенов в пустынные районы.
Индейцы, не знавшие скотоводства, стали охотиться на овец как на дичь, находящуюся на их земле и законно им принадлежащую.
Тогда колонизаторы начали настоящую планомерную травлю местного населения. Чтобы «очистить» землю от индейцев, хозяева ферм платили по фунту стерлингов за пару ушей убитого индейца. Не останавливались и перед употреблением стрихнина для уничтожения целых групп индейцев.
Многие из колонистов нашли даже способ наживать барыши, продавая черепа огнеземельцев Лондонскому музею и получая за каждый по четыре фунта стерлингов.
К 1893 году колонизация распространилась уже до области Баина Инутиль. Вся удобная земля стала использоваться под пастбища для овец, поголовье которых быстро увеличивалось.
Индейцы были оттеснены в горные и лесные районы, почти лишены возможности добывать себе пищу и обречены на вымирание.
Число индейцев катастрофически быстро сокращалось. Так, к середине прошлого века насчитывалось 10— 12 тысяч огнеземельцев, к 1900 году их осталось: она — около 800 человек, яганов — около 200, алакалуфов — около 1000 человек (Зиберт).
К началу двадцатых годов нашего века индейцев- яганов оставалось лишь 70 человек, алакалуфов — 250, она — 265 (Гузинде).
Некоторые буржуазные ученые пытались скрыть истинную причину вымирания индейских племен, приписывая основную роль в этом различным болезням. Однако, как известно, организм индейцев хорошо приспособился к местному климату, и если болезни сыграли какую-то роль в их вымирании, то это были болезни, опять-таки занесенные европейцами.
Так, в 1884 году среди яганов произвела большое опустошение эпидемия кори; в конце двадцатых годов нашего века эпидемия оспы уничтожила последние остатки племени она.
В настоящее время племя она вымерло полностью, яганов сохранилось несколько человек, алакалуфов к 1948 году было около 80 человек (Зиберт). Однако и эти немногочисленные оставшиеся в живых представители огнеземельских племен почти полностью утеряли свою прежнюю культуру, живут случайным заработком, милостыней и только иногда выходят на охоту и рыбную ловлю подобно предкам.
В наши дни пассажиры судов, проходящих по Магелланову проливу, не увидят больше на берегу костров, по которым эта земля была некогда названа Огненной. «Страной погасших огней» скорее следовало бы назвать теперь архипелаг. А прежде огни хижин индейцев можно было видеть по всем долинам этого района от Магелланова пролива до канала Бигль. «Мужчина, смелый и сильный, сопровождаемый своей семьей, проходил по острову легкой походкой свободного человека, сознавая себя хозяином земли, которую попирала его нога. Но что же случилось? Где эти сильные мужчины, стройные и красивые женщины, веселая молодежь? Где девочки, собиравшие ракушки на берегу, и мальчики, упражнявшиеся в стрельбе из лука? Где охотники и их семьи? Погибли, уничтожены! И в этом повинны не чума, не война, а жадность и жестокость колонизаторов» (Гузинде).
Самый южный огород в мире (Огненная Земля, поселок Пуэрто- Вильямс, 55° ю. ш.). Грядки салата и картофеля прикрыты здесь высокими щитами от сильных ветров (снимок 1959 г.)
Когда были дописаны эти строки, к нам прилетела еще одна весть об Огненной Земле. Ее принес журнал «Курьер Юнеско».
Перед нами прекрасные фотографии, сделанные недавно на островах Огненной Земли. Остров Наварино. Дерево, изогнувшееся почти под прямым углом от вечных ураганных ветров. Самый южный на Земном шаре огород, где овощи растут под прикрытием щитов, оберегающих растения от жестоких ураганов. Самые южные цветы — подснежники на острове близ мыса Горн, дальше уже простираются льды Антарктики.
А вот и люди Огненной Земли. Мальчик в жалкой, рваной одежде, на плече — тяжелое бревно. На другом снимке — целая группа коренных огнеземельцев около примитивного шалаша; их бедная одежда европейского типа. Немного в их внешнем облике от предков.
Группа коренных огнеземельцев
Читаем о людях Огненной Земли скупые строки: «Самое южное на Земном шаре постоянное поселение- пункт Пуэрто-Вильямс, расположенный на острове Наварино. Вокруг этого поселения находятся еще несколько животноводческих станций и небольшая резервация, в которой живут два десятка последних огнеземельцев — яганов».
Есть еще снимок, который изображает индейца. Он сидит обнаженный, положив на колени огромный лук. Прямые волосы падают на глаза, пристально смотрящие вдаль. Кажется, он ждет врага и приготовился к защите своей родины. Это бронзовая фигура на памятнике, установленном в честь открытия Фернандо Магелланом Огненной Земли. Но одновременно это памятник павшим в неравной борьбе племенам Огненной Земли!
Как жители Огненной земли стали самой морозоустойчивой народностью на планете
Архипелаг Огненная земля находится на самой южной оконечности Южной Америки. Это суровое место, продуваемое ветрами двух океанов, с холодным климатом и небогатой растительностью. Мимо береговой линии то и дело дрейфуют айсберги. Цивилизация добралась сюда относительно недавно, и ещё в ХХ веке путешественники могли наблюдать местные племена, ведущие почти первобытный образ жизни.
Край земли
Несмотря на то, что на планете есть заселённые места холоднее Огненной земли, пожалуй, ни один народ так не удивлял исследователей своей морозоустойчивостью и неприхотливостью.
Своё название Огненная земля получила, когда в 1520 году Фернан Магеллан проплыл из Атлантического океана в Тихий по проливу между большим островом и самым южным краем Южной Америки. Ночью матросы с корабля увидели на этом острове множество огней. Магеллан, не ожидавший найти в этих местах людей, решил, что эти огни – признаки вулканической деятельности. Когда выяснилось, что на острове всё же живут люди, Магеллан не стал их изучать и проплыл дальше.
Аборигенов ещё раз «открыли» в 1578 году матросы капитана Френсиса Дрейка, но и они не нашли в тех местах ничего, что бы заставило их задержаться и лучше узнать огнеземельцев. Благодаря удалённому расположению и суровому климату острова аборигены Огненной земли долго находились вне поля интересов белого человека.
Немецкий естествоиспытатель Георг Форстер, плывший в экспедиции Джеймса Кука, отмечал, что местное население поголовно ходит голым, несмотря на холод. Огнеземельцы могли спать на голых камнях, и казалось, это было у них порядке вещей. Конечно, жилища они тоже строили. Это были примитивные вигвамы или шалаши, укрытые ветками и звериными шкурами. В самую холодную погоду шкуры также накидывали на плечи, однако исследователи не заметили одежды в привычном понимании этого слова.
Русский мореплаватель Отто Коцебу предположил, что население острова скорее всего когда-то было вытеснено из более благоприятных мест обитания, постепенно утратило материальную культуру и как смогло приспособилось к климату.
Адаптация к холоду
Современный антрополог, кандидат биологических наук Станислав Дробышевский отмечает, что для достижения такого уровня адаптации среди популяции должен идти жёсткий естественный отбор. В первую очередь к условиям климата начинает адаптироваться обмен веществ. Он переходит в энергосберегающий режим. Кровь омывает главным образом внутренние органы и в гораздо меньшей степени поступает к поверхности кожи, где происходят наибольшие теплопотери. Такая адаптация возможна уже в пределах пары поколений.
Гораздо больше времени потребовалось огнеземельцам, чтобы изменить строение тела. В отличие от индейцев джунглей Амазонки, являющихся в некотором роде генетическими родственниками, огнеземельцы склонны к полноте и приземисты. Такая фигура тоже способствует сохранению тепла. По мере того, как погибали высокие и худые, низкие и полные оставались в живых. Этот тип телосложения считался у аборигенов наиболее привлекательным, а высокие стройные европейцы и русские казались им некрасивыми. Таким образом, любовные предпочтения, как это часто бывает в первобытных племенах, отразили потребности естественного отбора.
Среднегодовая температура на Огненной земле едва дотягивает до +6, и климат напоминает тот, что можно встретить на самом севере Англии. Многие путешественники отмечают, что когда огнеземельцы видели шлюпки, спущенные с корабля, они не сомневаясь, из чистого любопытства пускались к ним вплавь, притом что вода был настолько холодной, что в ней плавали льдины. Дети не были исключением и плыли рядом, держась за матерей.
Как и многим традиционным сообществам на Земле, племенам Огненной земли пришёл конец, когда до них добралась европейская цивилизация. Сперва на аборигенов обрушились болезни, которые пришли с белыми колонизаторами. Затем завезённые овцы вытеснили из экологической ниши основную добычу местных жителей – небольших лам гуанако. Когда гуанако совсем исчезли, огнеземельцы начали охотиться на овец, на что белые колонисты ответили расправами над аборигенами. Процесс распада первобытного общества был завершён исчезновением другой привычной добычи – китов и тюленей, из-за того, что их активно начали добывать европейские и американские моряки.
Сейчас на Огненной земле не осталось ни одного чистокровного индейца. Последний представитель народности яган умер в 1999 году.
Источники:
http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=1372
http://www.indiansworld.org/kak-zazhglis-i-pogasli-kostry-ognennoy-zemli.html
Как жители Огненной земли стали самой морозоустойчивой народностью на планете