Были ли на руси рабы. Развитие института рабства

Рабство на Руси: Где брали живой товар, сколько стоили невольники, и как они могли стать свободными людьми

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Пленник-раб – потенциальная языческая жертва

Соломенное чучело, которое разрывают на части или сжигают во время “проводов весны” – это не что иное, как отголосок обычая ритуального жертвоприношения. В современных условиях обряд не требует убийства. Но в давно минувшую эпоху место чучела занимал живой человек. Его смерть по мнению древних славян помогала умилостивить богов.

Материалом для ритуальных жертвоприношений зачастую становились пленники, захваченные славянами в ходе удачных военных походов. Многие несчастные отправлялись на жертвенный алтарь сразу же после сражения. Так, по окончанию битвы князя Святослава с греками при Доростоле (971 год) для проведения погребального обряда собственных погибших воинов умертвили множество пленных. Лев Диакон, писавший об этих событиях, утверждал, что для обряда использовались женщины, мужчины и дети.

В ходе погребения трупы погибших воинов были собраны в одном месте и сожжены. По славянскому обычаю при этом закололи немало взрослых пленников, затем было удушено несколько младенцев и петухов.

Человеческие жертвы имели место не только на похоронах. Титмар Мерзебургский отмечает, что поморские славяне по возвращению из удачных походов непременно благодарили своих богов за успех с помощью кровавого ритуала.

Рабство не было пожизненным

Уцелевшие полоняне могли надеяться на возвращение в родные земли. У славян существовала традиция отпускать рабов, получая выкуп. Такой исход считался наиболее благоприятным, так как был эффективной и приемлемой формой обогащения. Римская и византийская элиты пользовались такой возможностью, предлагая славянам за сородичей порой внушительные суммы.

Применение рабской силы в ведении собственного хозяйства также практиковалось. Но такой исход был менее привлекательным. Главной целью славян оставалась награда за рабов, не попавших по жребию на жертвенный алтарь.

Рабы стали чаще оставаться трудиться у нового господина после образования больших княжеских дворов. Но даже оставшись работать на чужбине, без прав и имущества, рабы имели реальную перспективу обрести свободу. Как пишет советский историк В. Мавродин, пленники не оставались рабами на всю жизнь. По истечении установленного срока такие люди становились полноправными членами среди антов и склавинов, могли заводить семью, участвовать в общественной жизни. Также была возможность и вернуться на родину, но если выкуп не был внесен родственниками, то его необходимо было заплатить самому. Тогда дорога домой открыта.

Следует отметить, что рабами могли стать не только пленники, но также преступники, обнищавшие крестьяне, беглые закупы (крестьяне, взявшие ссуду).

Владимир Красное Солнышко был сыном рабыни

Рабство не означало беспросветную нищету и унижения для потомков, этим древнерусское общество отличалось от других народов, где диктовались более строгие социальные предписания для детей невольников. Ярким примером тому стал Владимир Святославович, креститель Руси. Мать знаковой исторической личности – Малуша – была невольницей. Она служила княгине Ольге ключницей.

Иногда баран ценился выше, чем полонянка

Торговля людьми приносила прибыль, поэтому славяне продолжали совершать военные походы, захватывая в том числе живой товар. По положениям Раффельштеттенского таможенного устава размер пошлины за невольника был примерно равен пошлине за лошадь.

Удается составить представление об индивидуальной стоимости рабов. В среднем киевская цена мужчины составляла сумму, идентичную 45-90 граммам золота, женщины продавались значительно дешевле – их стоимость была ниже на 50-70 %, за старика или ребенка давали не более 10 граммов золота. На константинопольском рабовладельческом рынке цена на живой товар увеличивалась вдвое, так же дело обстояло в средиземноморских мегаполисах, специализирующихся на работорговле.

Чем дальше от крупных городов, тем дешевле можно было купить раба. Также на падение цен сказывалась удача в походе и количество вновь плененных. Так, в середине XII века, когда новгородцы поработили особенно много людей из соседнего княжества, девушку рабыню можно было приобрести за 2 ногаты. Это в 3 раза дешевле свиньи или овцы.

Читать еще:  Поминовение усопших в дни пасхи.

На Руси не было рынков рабов

Хотя работорговля и являлась делом прибыльным, она не стала одним из значимых направлений экономики в Древнерусском государстве. Купцы экспортировали в основном традиционные товары: соболей, олово, воск и “некоторое число рабов”. Такое свидетельство путешественника Мухаммеда Ибн Хаукаля подтверждает, что работорговля на Руси большого развития не получила.

Об этом также свидетельствует отсутствие специализированных рынков. Живой товар везли в Константинополь, Булгарию или Крым, где торговля людьми осуществлялась гораздо более оживленно.

Бережная эксплуатация рабского труда

Условия труда рабов в Древнерусском государстве нельзя сравнивать с теми, что были в Греции или Римской империи. Скудная отвратительная еда, изнурительный труд, принуждение кнутом, преждевременная смерть от истощения – такое невольникам на Руси не грозило.

Если верить историкам, то славяне эксплуатировали рабский труд, не причиняя вреда здоровью бесправного человека. Невольнику могли поручить тяжелую работу, или ту, которая считалась недостойной для полноправного члена общины. Но об истощении или увечье говорить в этом случае нельзя. Как правило, раб трудился вместе со своим хозяином.

Но если вы думаете, что рабство в настоящее время полностью изжито, то глубоко заблуждаетесь. Есть много причин, почему люди в прямом смысле вынуждены работать за еду.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Было ли рабство на территории Древней Руси

Древняя Русь – это государство, со всеми его признаками, соответствующими своему времени. Поэтому в нем действовали те же социальные законы развития общества, что и в других странах. Соответственно существовала и такая прослойка населения, как рабы. Правда, рабство на Руси было несколько специфичным. Историки отмечают, что это результат славянских обычаев, многовекового уклада и традиций, которые существенно отличались от государств Западной Европы или Востока.

Рабы на Руси, кто они?

И так, давайте обратимся к первоначальному определению: люди, которые выполняли подневольный труд принято называть рабами. На древнерусских территориях были холопы, смерды, челядь. Это та прослойка, которая в той или иной мере имела определенное отношение к рабству.

Начнем, пожалуй, с челяди. Данное понятие появилось давно и со временем несколько изменило свое значение. Вначале челядинами называли пленных. Ведь в далекой древности наши предки были чрезвычайно воинственны, совершали набеги и забирали в плен население с других территорий. В итоге, пленники, которые становились челядинами, лишались всяческих прав. Их могли в любой момент продать или обменять. Кроме того, в разряд челяди попадали и те люди, которые вынужденны были отрабатывать долги.

Позднее, когда было введено христианство, рабов стали называть холопами. А челядью теперь стали те, кто обслуживал бояр и князей. К ним относились также и бедные родственники состоятельного хозяина, если проживали в его доме и были на полном его содержании.

В Древней Руси особой формой рабства были холопы. По правовым нормам того времени, их относили не к субъектам, а к объектам. Холопов приравнивали к дворовым постройкам, скотине. Если кто-то посягнул на жизнь чужого холопа и убил его, то за это полагался штраф, в том же размере, как за порчу одежды.

Хозяин холопа был волен распоряжаться им по своему усмотрению, даже убить, при этом оставаться безнаказанным.

Холопы

Как становились холопами, то есть рабами? Прежде всего это были пленные люди. А поскольку период феодальной раздробленности на Руси был богат на междоусобные войны, то и пленных было очень много, поэтому часто их продавали за бесценок.

Читать еще:  Годы великой отечественной войны. Сообщение "великая отечественная война"

Но помимо этого самого распространенного во всем мире пути, был и другой – долговая яма или кабала. Если человек не мог вернуть одолженные средства, то он становился холопом, терял все свои права и поступал в полную зависимость от своего кредитора.

Кроме того, холопами становились преступники и их семьи, дети холопов уже с рождения были холопами. Было на Руси и добровольное холопство, это такое явление, когда свободные люди по тем или иным причинам, сами поступали в рабство на год, а после снова из него выходили. Но такое явление было не повсеместно.

Если свободная девушка выходила замуж за холопа, она также становилась подневольной, и наоборот, если богатый хозяин женился на холопке, то на условиях особого договора она становилась свободна.

Холопство было отменено указом Петра І, а ему на смену пришло такое явление как «смерды». Это были не кто иные, как подневольные земледельцы. Они во многом зависели от князей и бояр. Они же, когда крестьян бессрочно прикрепили к земле стали крепостными крестьянами.

Из всего выше сказанного отметим, что признаки рабства прослеживаются у всех обозначенных категориях, но все же четко видно, что рабами в полном смысле этого слова были лишь холопы. Причем своих рабов славяне берегли, они могли им поручить тяжелую, грязную или недостойную хозяина работу, но не доводили до истощения и не причиняли увечья. К тому же в большинстве случаев хозяин трудился наравне с холопом.

Как развивалась торговля рабами

Помним, что в рабах на Руси недостатка не было. То-есть предмет продажи всегда был и причем это дело считалось прибыльным, однако не получил активного распространения. Русские купцы предпочитали торговать в основном соболями, воском, оловом и лишь попутно рабами.

О рабстве на Руси

Практически во всех древних сообществах практиковалось рабство. Восточные славяне исключением не были, хотя во многом угнетение было гораздо меньшим, чем в других рабовладельческих странах. Например, невольник мог со временем стать полноправным членом общества, и даже взять в жены местную девушку. Но с таким же успехом можно было угодить на жертвенный алтарь, своей смертью добывая для хозяев удачу в бою и обильный урожай на полях.

Пленник-раб – потенциальная языческая жертва

Соломенное чучело, которое разрывают на части или сжигают во время «проводов весны» – это не что иное, как отголосок обычая ритуального жертвоприношения. В современных условиях обряд не требует убийства. Но в давно минувшую эпоху место чучела занимал живой человек. Его смерть по мнению древних славян помогала умилостивить богов.

Материалом для ритуальных жертвоприношений зачастую становились пленники, захваченные славянами в ходе удачных военных походов. Многие несчастные отправлялись на жертвенный алтарь сразу же после сражения. Так, по окончанию битвы князя Святослава с греками при Доростоле (971 год) для проведения погребального обряда собственных погибших воинов умертвили множество пленных. Лев Диакон, писавший об этих событиях, утверждал, что для обряда использовались женщины, мужчины и дети.

В ходе погребения трупы погибших воинов были собраны в одном месте и сожжены. По славянскому обычаю при этом закололи немало взрослых пленников, затем было удушено несколько младенцев и петухов.

Человеческие жертвы имели место не только на похоронах. Титмар Мерзебургский отмечает, что поморские славяне по возвращению из удачных походов непременно благодарили своих богов за успех с помощью кровавого ритуала.

Рабство не было пожизненным

Уцелевшие полоняне могли надеяться на возвращение в родные земли. У славян существовала традиция отпускать рабов, получая выкуп. Такой исход считался наиболее благоприятным, так как был эффективной и приемлемой формой обогащения. Римская и византийская элиты пользовались такой возможностью, предлагая славянам за сородичей порой внушительные суммы.

Читать еще:  Лиса интересные факты. Интересные факты о лисах.

Применение рабской силы в ведении собственного хозяйства также практиковалось. Но такой исход был менее привлекательным. Главной целью славян оставалась награда за рабов, не попавших по жребию на жертвенный алтарь.

Рабы стали чаще оставаться трудиться у нового господина после образования больших княжеских дворов. Но даже оставшись работать на чужбине, без прав и имущества, рабы имели реальную перспективу обрести свободу. Как пишет советский историк В. Мавродин, пленники не оставались рабами на всю жизнь. По истечении установленного срока такие люди становились полноправными членами среди антов и склавинов, могли заводить семью, участвовать в общественной жизни. Также была возможность и вернуться на родину, но если выкуп не был внесен родственниками, то его необходимо было заплатить самому. Тогда дорога домой открыта.

Следует отметить, что рабами могли стать не только пленники, но также преступники, обнищавшие крестьяне, беглые закупы (крестьяне, взявшие ссуду).

Владимир Красное Солнышко был сыном рабыни

Ключница княгини Ольги родила Владимира Святославовича, великого князя и крестителя Руси. /Фото: cdn-s-static.arzamas.academy

Рабство не означало беспросветную нищету и унижения для потомков, этим древнерусское общество отличалось от других народов, где диктовались более строгие социальные предписания для детей невольников. Ярким примером тому стал Владимир Святославович, креститель Руси. Мать знаковой исторической личности – Малуша – была невольницей. Она служила княгине Ольге ключницей.

Иногда баран ценился выше, чем полонянка

Торговля людьми приносила прибыль, поэтому славяне продолжали совершать военные походы, захватывая в том числе живой товар. По положениям Раффельштеттенского таможенного устава размер пошлины за невольника был примерно равен пошлине за лошадь.

Удается составить представление об индивидуальной стоимости рабов. В среднем киевская цена мужчины составляла сумму, идентичную 45-90 граммам золота, женщины продавались значительно дешевле – их стоимость была ниже на 50-70 %, за старика или ребенка давали не более 10 граммов золота. На константинопольском рабовладельческом рынке цена на живой товар увеличивалась вдвое, так же дело обстояло в средиземноморских мегаполисах, специализирующихся на работорговле.

Чем дальше от крупных городов, тем дешевле можно было купить раба. Также на падение цен сказывалась удача в походе и количество вновь плененных. Так, в середине XII века, когда новгородцы поработили особенно много людей из соседнего княжества, девушку рабыню можно было приобрести за 2 ногаты. Это в 3 раза дешевле свиньи или овцы.

На Руси не было рынков рабов

Один из крупнейших в мире был рынок рабов в Риме. В Древнерусском государстве такие рынки не действовали. /Фото: img-fotki.yandex.ru

Хотя работорговля и являлась делом прибыльным, она не стала одним из значимых направлений экономики в Древнерусском государстве. Купцы экспортировали в основном традиционные товары: соболей, олово, воск и «некоторое число рабов». Такое свидетельство путешественника Мухаммеда Ибн Хаукаля подтверждает, что работорговля на Руси большого развития не получила.

Рынок рабов в Константинополе. /Фото: notebookkirtasiye.com

Об этом также свидетельствует отсутствие специализированных рынков. Живой товар везли в Константинополь, Булгарию или Крым, где торговля людьми осуществлялась гораздо более оживленно.

Бережная эксплуатация рабского труда

Условия труда рабов в Древнерусском государстве нельзя сравнивать с теми, что были в Греции или Римской империи. Скудная отвратительная еда, изнурительный труд, принуждение кнутом, преждевременная смерть от истощения – такое невольникам на Руси не грозило.

Если верить историкам, то славяне эксплуатировали рабский труд, не причиняя вреда здоровью бесправного человека. Невольнику могли поручить тяжелую работу, или ту, которая считалась недостойной для полноправного члена общины. Но об истощении или увечье говорить в этом случае нельзя. Как правило, раб трудился вместе со своим хозяином.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/080918/40409/

Было ли рабство на территории Древней Руси

http://masterok.livejournal.com/4761267.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: