Лев кассиль главное войско главная мысль. Лев кассиль
«У классной доски» читательский дневник
«У классной доски» – поучительный рассказ о подвиге обычного школьника, благодаря которому его учительница и одноклассники оказались живы во время войны.
Краткое содержание «У классной доски» для читательского дневника
ФИО автора: Кассиль Лев Абрамович
Название: У классной доски
Число страниц: 5. Кассиль Л. А. «У классной доски». Издательство «Росвуз Библиотека». 1990 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1942 год
- Главные герои
- Сюжет
- План пересказа
- Главная мысль
- Чему учит
- Отзыв
- Пословицы
- Что понравилось
Главные герои
Ксения Андреевна – сельская учительница, спокойная, строгая, ответственная женщина, которая пользовалась большим уважением в селе.
Костя Рожков – отважный, решительный школьник.
Немецкие офицеры – фашистские захватчики, которые собирались расстрелять учительницу на глазах ее учеников.
Сюжет
В небольшом селе работала учительница Ксения Андреевна, которую очень любили и взрослые, и дети. Он была строгой, но очень справедливой, доброй, и спокойной. Почти все село у нее училось, и ее воспитанники, повзрослев, приводили к ней уже своих детей.
Шла война, и неподалеку от села располагалась линия фронта. Местные колхозники, собрав отряд, ушли к партизанам в лес, а оставшиеся ребятишки помогали им, чем могли: собирали важные сведения, носили еду, перевязывали раны.
В селе уже давно привыкли к шуму вражеских самолетов, но неожиданно на главной улице появились и сами фашисты на мотоциклах. Их было трое, и они тут же под дулом винтовок загнали всех ребят в школу. Один из немцев потребовал стул, но никто не шелохнулся. Ксения Андреевна сказала, что здесь ученики слушают только ее, и попросила одного мальчика принести стул.
Немцы предложили ребятам пройти «экзамен» – показать на карте, где скрывается партизанский отряд. Ксения Андреевна и дети принялись уверять, что не знают этого. Тогда немцы схватили учительницу, вывели ее к доске и стали угрожать расстрелом. Она лишь тихо попросила, чтобы дети опустили глаза и ничего не говорили.
Немцы принялись считать до трех и один из мальчиков – Костя Рожков – не выдержал и поднял руку, чтобы показать расположение партизан. Подойдя к доске, он что есть силы ударил ее створкой солдата, и выпрыгнул в окно. Началась стрельба, но мальчику удалось переплыть речку и скрыться в лесу. На звуки выстрелов к селу прибежали партизаны и взяли в плен фашистов.
Командир отряда партизан, тоже бывший ученик Ксении Андреевны, попросил учительницу помочь с допросом пленных. Теперь настала их очередь дрожать в ожидании своей участи…
План пересказа
- Любимая учительница.
- Линия фронта рядом.
- Партизанский отряд.
- Появление немцев.
- Допрос.
- Отважный поступок Кости.
- Появление партизан.
- Пленные фашисты.
Главная мысль
Даже в самой сложной ситуации нужно бороться до последнего и никогда не опускать руки.
Чему учит
Учит быть смелым, отважным, находчивым. Также учит любить свою родину, не бросать в беде дорогих сердцу людей.
Отзыв
Костя, несмотря на свой юный возраст, готов был пожертвовать собственной жизнью ради спасения любимой учительницы. Благодаря его отваге, решительности и умению быстро принимать важные решения ребята были спасены, а немцы оказались в плену.
Рисунок-иллюстрация к рассказу У классной доски.
Пословицы
- Дома и стены помогают.
- Родина — мать, умей за нее постоять.
- Умел да смел — пятерых одолел.
- За правое дело стой смело!
Что понравилось
Понравилось, что все жители села уважали Ксению Андреевну. Нужно быть очень хорошим, достойным человеком, чтобы пользоваться любовью и уважением стольких людей.
Рейтинг читательского дневника
Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 35.
Лев кассиль главное войско главная мысль. Лев кассиль
Бывало так. Ночь. Спят люди. Тихо кругом. Но враг не спит. Высоко в чёрном небе летят фашистские самолёты. Они хотят бросить бомбы на наши дома. Но вокруг города, в лесу и в поле, притаились наши защитники. День и ночь они на страже. Птица пролетит — и ту услышат. Звезда упадёт — и её заметят.
Припали защитники города к слуховым трубам. Слышат — урчат в вышине моторы. Не наши моторы. Фашистские. И сразу звонок начальнику противовоздушной защиты города:
— Враг летит! Будьте готовы!
Сейчас же на всех улицах города и во всех домах громко заговорило радио:
«Граждане, воздушная тревога!»
В ту же минуту раздаётся команда:
И заводят моторы своих самолётов лётчики-истребители.
И зажигаются дальнозоркие прожектора. Враг хотел незаметно пробраться. Не вышло. Его уже ждут. Защитники города на местах.
И по всему небу загуляли лучи прожекторов.
— По фашистским самолётам огонь!
И сотни жёлтых звёздочек запрыгали в небе. Это ударила зенитная артиллерия. Высоко вверх бьют зенитные пушки.
«Вон где враг, бейте его!» — говорят прожектористы. И прямые светлые лучи гонятся за фашистскими самолётами. Вот сошлись лучи — запутался в них самолёт, как муха в паутине. Теперь его всем видно. Прицелились зенитчики.
— Огонь! Огонь! Ещё раз огонь! — И снаряд зенитки попал врагу в самый мотор.
Повалил чёрный дым из самолёта. И рухнул на землю фашистский самолёт. Не удалось ему пробраться к городу.
Долго ещё потом ходят по небу лучи прожекторов. И слушают небо своими трубами защитники города. И стоят у пушек зенитчики. Но тихо всё кругом. Никого не осталось в небе.
«Угроза воздушного нападения миновала. Отбой!»
Приказ: не пропускать фашистов на дорогу! Чтобы ни один не прошёл. Важная это дорога. Гонят по ней на машинах снаряды для боя. Походные кухни обед бойцам подвозят. И тех, кто в бою ранен, отправляют по этой дороге в госпиталь.
Нельзя на эту дорогу врага пускать!
Стали наступать фашисты. Много их собралось. А у наших здесь только одна пушка, и всего-то наших четверо. Четыре артиллериста. Один снаряды подносит, другой орудие заряжает, третий целится. А командир всем управляет: куда стрелять, говорит, и как пушку наводить. Решили артиллеристы: «Умрём, а не пропустим врага».
— Сдавайся, русские! — кричат фашисты. — Нас много, а вас только четверо. В два счёта всех перебьём!
— Ничего. Много вас, да толку мало. А у нас в каждом снаряде по четыре ваших смерти сидит. На всех вас хватит!
Рассердились фашисты и бросились на наших. А наши артиллеристы выкатили на удобное место свою лёгкую пушку и ждут, чтобы фашисты ближе подошли.
Есть у нас пушки тяжёлые, огромные. В длинное дуло телеграфный столб влезет. На тридцать километров бьёт такая пушка. Её только трактор с места свезёт. А здесь у наших — лёгкое полевое орудие. Его вчетвером повернуть можно.
Выкатили свою лёгкую пушку артиллеристы, а фашисты прямо на них бегут. Ругаются, сдаваться велят.
— А ну, товарищи, — скомандовал командир, — по наступающим фашистам прямой наводкой — огонь!
Навели артиллеристы дуло пушки прямо на врагов.
Вылетел из дула огонь, и меткий снаряд уложил сразу четырёх фашистов. Недаром говорил командир: в каждом снаряде по четыре смерти сидит.
Но фашисты всё лезут и лезут. Отбиваются четыре артиллериста.
Один снаряды подносит, другой заряжает, третий целится. Командир боем управляет: говорит, куда бить.
Упал один артиллерист: убила его фашистская пуля. Упал другой — раненный. Остались у пушки двое. Боец снаряды подносит, заряжает. Командир сам целится, сам по врагу огонь ведёт.
Остановились фашисты, стали назад отползать.
А тут к нашим подмога пришла. Ещё пушек привезли. Так отогнали артиллеристы врага от важной дороги.
Речка. Через речку мост.
Решили по этому мосту фашисты свои танки и грузовики перевезти. Узнали про то наши разведчики, и командир послал к мосту двух отважных бойцов-сапёров.
Сапёры — умелый народ. Дорогу проложить — зови сапёров. Мост построить — посылай сапёров. Взорвать мост — опять сапёры нужны.
Залезли сапёры под мост, заложили мину. Полна мина взрывчатки. Только брось туда искру — и страшная сила родится в мине. От этой силы земля дрожит, дома рушатся.
Положили сапёры мину под мост, вставили проволоку, а сами незаметно уползли и спрятались за бугром. Размотали проволоку. Один конец под мостом, в мине, другой — в руках у сапёров, в электрической машинке.
Лежат сапёры и ждут. Холодно им, но они терпят. Нельзя пропустить фашистов.
Час лежат, другой… Только к вечеру показались фашисты. Много танков, грузовиков, пехота идёт, тягачи пушки везут…
Подошли враги к мосту. Вот передний танк уже загремел по доскам моста. За ним — второй, третий…
— Давай! — говорит один сапёр другому.
— Рано, — отвечает другой. — Пускай все на мост войдут, тогда уж сразу.
Передний танк уже до середины моста дошёл.
— Давай скорей, пропустишь! — торопит нетерпеливый сапёр.
— Погоди, — отвечает старший.
Передний танк уже к самому берегу подошёл, весь фашистский отряд на мосту.
— Теперь время, — сказал старший сапёр и нажал рукоятку машинки.
Побежал по проволоке ток, соскочила искра в мину, и так грохнуло, что за десять километров слышно было. Гремучее пламя вырвалось из-под моста. Высоко вверх взлетели танки, грузовики. С треском взорвались сотни снарядов, что везли на грузовиках фашисты. И всё — от земли до неба — закрыл густой, чёрный дым.
А когда ветер сдул этот дым, не было там ни моста, ни танков, ни грузовиков. Ничего от них не осталось.
— В самый раз, — сказали сапёры.
— Арина, Арина! Я — Сорока! Арина, вы меня слышите? Арина, отвечайте!
Не отвечает Арина, молчит. Да и нет тут никакой Арины, и Сороки нет. Это нарочно так военные телефонисты кричат, чтобы противник ничего не понял, если прицепится к проводу и подслушает. А тебе я открою секрет. Арина — не тётушка, Сорока — не птица. Это хитрые телефонные названия. Два наших отряда в бой пошли. Один Ариной назвался, другой — Сорокой. Связисты протянули по снегу телефонный провод, и один отряд говорит с другим.
Но вдруг не слышно стало Арины. Замолчала Арина. Что такое? А тут как раз разведчики пришли к командиру отряда, что Сорокой назывался, и говорят:
— Скорее скажите Арине, что к ним сбоку фашисты подбираются. Если сейчас не сообщите, погибнут наши товарищи.
Стал телефонист кричать в трубку:
— Арина, Арина. Это я — Сорока! Отвечайте, отвечайте!
Не отвечает Арина, молчит Арина. Чуть не плачет телефонист. Дует в трубку. Уже все правила забыл. Кричит просто:
— Петя, Петя, ты меня слышишь? Я — Сорока. Вася я!
— Видно, провод оборвался, — сказал тогда боец-связист и попросил командира: — Разрешите, товарищ командир, я полезу исправлю.
Пушкин сделал!
готовые домашние задания
Home » читательский дневник » Кассиль Лев “У классной доски” Читательский дневник
Кассиль Лев “У классной доски” Читательский дневник
Автор: Кассиль Лев
Название: “У классной доски”
Жанр: рассказ
Тема произведения: героизм и мужество
Число страниц: 16
Главные герои и их характеристика:
- Ксения Андреевна. Уважаемый человек, учительница, строгая и справедливая.
- Костя Рожков. Ученик. Храбрый мальчик. Находчивый и решительный.
- Немецкий офицер. Наглый и жестокий.
- Широков. Командир партизанского отряда. Уважительный, твердый.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Немцы захватывают школу и требуют показать на карте место расположения партизанского отряда. Костя сбегает, приводит партизан и спасает учительницу и одноклассников.
Сюжет — краткое содержание
- Учительницу Ксению Андреевну уважали все в этом селе, ведь она учила и детей и их родителей.
- Шла война и над селом часто летали немецкие самолеты, но в этот раз приехали мотоциклисты.
- Немцы собрали детей и учительницу в классе и стали требовать показать на карте партизанский отряд.
- Дети отказывались, но немцы стали угрожать убить учительницу.
- Тогда Костя вызвался показать место, доской огрел офицера и выскочил в окно.
- Пришли партизаны, повязали немцев, и учительница стала их допрашивать.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод с побегом мальчика. Никто из ребят не собирался показывать немцам место расположения партизан, а Костя сделал вид, что хочет это сделать. На самом деле, он искал возможность сбежать, и это ему удалось. А услышав стрельбу, пришли партизаны и всех спасли.
План произведения для пересказа
- Уважаемая учительница
- Близость фронта
- Партизаны
- Немецкие мотоциклисты
- Допрос в классе
- Костя Рожков
- Побег
- Партизаны спешат на помощь
- Допрос
Главная мысль
Каждый может стать героем, если у него храброе сердце и если он любит Родину.
Чему учит эта книга
Рассказ учит любить Родину, быть настоящим патриотом. Учит быть смелым и решительным, уметь принимать быстрые и верные решения. Учит не сдаваться и не отвечать на вопросы врагов.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ и особенно действия мальчика Кости, который не испугался, а принял единственно верное решение. Кто-то должен был позвать на помощь, иначе дело могло кончиться плохо. И этим героем стал Костя.
Новые слова и выражения:
Натурально – действительно, в самом деле.
Траншея – окоп, яма в земле.
Подсеченный очередями – сбитый выстрелами, пулями.
Пословицы к произведению:
Сам погибай, а товарища выручай.
Герой за Родину горой.
На героя и слава бежит.
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Источники:
http://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/u-klassnoy-doski.html
http://www.litmir.me/br/?b=573045&p=1