Легенды и тайны Подмосковья. Храм Знамения Богородицы в Дубровицах

Знаменская церковь в Дубровицах — барочная жемчужина Подмосковья.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах выглядит крайне необычно для православного храма, тем более построенного в конце 17-го века. Подобную архитектуру ожидаешь увидеть где-нибудь в Петербурге, но никак ни здесь, в патриархальном Подмосковье.

Новаторская для России того времени архитектура как бы предвосхитила время грандиозных преобразований царя Петра Великого.

В наши дни этот прекрасный храм восхищает каждого, кто его видит.

Возведена церковь была в 1690-1704гг по заказу князя Бориса Алексеевича Голицына. Это знатный боярин был воспитателем молодого царя Петра Алексеевича, однако в 1689г впал в немилость, которая, впрочем, быстро прошла. Возможно, что именно в честь примирения с царем Голицын и решил воздвигнуть столь необычный каменный храм.

С освящением церкви было непросто. Считается, что строительные работы были закончены к 1700 году, но патриарх Адриан отказывался освящать церковь столь необычной архитектуры. Только после его смерти, 11 (23) февраля 1704г, обряд освящения провел митрополит Стефан. При нем присутствовали царь Петр I с сыном Алексеем.

Имена зодчих и мастеров, возводивших Знаменскую церковь, остались неизвестны. Наверняка среди них были итальянцы.

Ранее на этом месте стоял деревянный храм, который разобрали и перенесли в деревню Лемешево.

Высота храма с куполом – 42,3 м.

В плане церковь представляет собой равносторонний крест с закругленными лопастями.

Для постройки использовался местный белый камень, относительно прочный, но легкий в обработке. К сожалению, со временем он стал разрушаться, так что многие элементы сооружения (особенно статуи и декор) теперь предстают в сильно поврежденном виде.

Обильный декор, украшающий церковь снаружи, многочисленные статуи и резные изображения были крайне не характерны для православной архитектуры.

По сторонам главных (западных) дверей стоят фигуры святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова:

Сверху над западным «лепестком» — статуя святителя Василия Великого, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, также имеется множество изображений ангелов:

Храм был закрыт в 1930г, снова стал действующим в 1990г. Рядом располагалась колокольня, взорванная в 1930-е гг.

Во входящих углах цоколя установлены фигуры четырех евангелистов. К сожалению, статуи сильно повреждены, у трех из них нет голов:

Интерьер тоже довольно необычен для православного храма и выполнен скорее в духе европейских барочных церквей — скульптуры, барельефы, латинские изречения в рамках на стенах.

Знаменская церковь, Дубровицы: история, архитектор, адрес. Церковь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»

Не каждый житель нашей страны знает, сколько удивительных памятников истории и архитектуры находятся в небольших городках и селениях. Если вы когда-нибудь окажитесь недалеко от села Дубровицы, то обязательно посетите бывшую усадьбу князей Голицыных. Это место входит в список культурных памятников России и представляет собой большой архитектурный ансамбль, обновлявшийся и пополнявшийся в разные годы и столетия. Наибольшую культурную ценность представляет церковь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Это сооружение настолько отличается от русских традиций зодчества, что привлекает к себе внимание уже с первого взгляда. Не менее интересна и история этого памятника, пережившего за несколько столетий своего существования разные периоды, оставившие неизгладимый след на внешнем облике храма. Сегодня, как вы догадались, наша статья посвящена Знаменской церкви в Дубровицах.

Местоположение храма

Адреса Знаменская церковь в Дубровицах как такового не имеет, но она является частью архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, поэтому отыскать ее не составит никакого труда. Она расположена приблизительно в тридцати шести километрах от Москвы совсем рядом с Подольском.

Туристы, которые ездили сюда самостоятельно, утверждают, что дорога не занимает много времени. К тому же увиденная красота храма может компенсировать любой даже самый сложный путь до усадьбы.

Маршрут до поселка Дубровицы

Если вы интересуетесь тем, как доехать до Знаменской церкви в Дубровицах, то мы подскажем вам самый простой и краткий маршрут из Москвы. Обычно туристы садятся на электричку, отправляющуюся с Курского вокзала. Ехать необходимо до станции Подольск, прямо отсюда отправляется автобус под номером шестьдесят пять до села. Выйдя на остановке, вы буквально упретесь взглядом в Знаменскую церковь. В Дубровицах ее видно практически отовсюду, ведь стоит храм на некотором возвышении.

Если вы отправитесь из Москвы на собственном автомобиле, то выбирайте Варшавское шоссе. Добравшись до Подольска, двигайтесь по улице Ленина, а затем Кирова. Там вы увидите указатель направления на Дубровицы. Из города ехать до храма не дольше десяти минут.

Местные жители говорят, что необходимо выбирать дорогу на Обнинск, где нужно свернуть только единожды, на спортивном комплексе «Нептун». Дальше путь пролегает прямо, поэтому заблудиться путешественникам будет негде.

Общее описание храма

Знаменская церковь Пресвятой Богородицы в селе Дубровицы расположена на утесе, нависающем над двумя реками, — Десной и Пахрой. Именно в этом месте обе реки сливаются, образуя просто неповторимый рельеф.

Читать еще:  Сонник писать во сне мочеиспускание. К чему снится мочиться по соннику

Каждый, кто хотя бы один раз увидел данное творение зодчих семнадцатого века, уже никогда не забудет этого величественного зрелища. Храм будто парит над всеми остальными строениями усадьбы, он напоминает ажурное белое облако, ярко выделяющееся на фоне синего неба.

Интересно, что Знаменская церковь в Дубровицах совсем не похожа на иные религиозные сооружения того периода. Она выполнена в стиле барокко из белого камня и полностью украшена резьбой и барельефами. Ее фасад изобилует сценами из Библии и скульптурными композициями, которые ранее никогда не использовались в России для украшения православных храмов. Современные специалисты до сих пор не могут уверенно сказать, какие именно мастера приложили руку к созданию этого истинного чуда зодчества. Некоторые утверждают, что на строительстве церкви работали итальянские мастера, а вот другие историки уверены, что здесь сильны идеи немецких архитекторов. Уж больно похожи церковные фасады на архитектурные шедевры Германии семнадцатого-восемнадцатого веков.

Сама Знаменская церковь в Дубровицах воплощает собой полет мысли, она будто стремится ввысь, поднимаясь над всем земным и суетным. На ее фасадах и колоннах в причудливом узоре переплелись ветви каменных растений, животные и фигуры святых. Также можно разглядеть и ангелов, венчающих церковные ярусы. Особенно необычно смотрится ажурная золоченая корона, покрывающая храм вместо купола. Подобная архитектура является единственной в своем роде, поэтому эта церковь внесена в список Всемирного фонда памятников. Сейчас уникальное сооружение находится в плачевном состоянии и нуждается в масштабных реконструкционных работах. Из-за недостатка финансирования они ведутся очень медленно, а необыкновенные скульптурные композиции и барельефы тем временем разрушаются. Если не принять серьезных мер по спасению храма, то уже наши с вами потомки не сумеют оценить красоту этого старинного строения.

Знаменская церковь в Дубровицах: история строительства

Специалисты относят эту церковь к самым загадочным сооружениям семнадцатого века. Доподлинно о ее строительстве не известно ничего, все отрывочные сведения получены из кратких записей, слухов и домыслов. Такая тайна не окружала ни один храм в нашей стране, поэтому с каждым годом растет интерес к его истории.

Считается, что задумал возвести новый храм в своей усадьбе Б. А. Голицын, который являлся любимцем и наставником Петра I. Он обладал финансовыми возможностями для того, чтобы создать шедевр архитектуры того времени. В помощь были призваны иноземные мастера и русские зодчие. Известно, что Голицын общался со многими итальянскими архитекторами, жившими и творившими в России. Однако кто из них стал автором столь уникального проекта, неизвестно до сих пор.

Изначально на месте будущей церкви стоял небольшой храм в честь пророка Илии. Чтобы освободить площадку под будущее строительство, это сооружение из дерева аккуратно перенесли в ближайшее село, где оно благополучно стояло многие годы.

Историки утверждают, что первый камень церкви был заложен в двадцатых числах июля 1690 года. Буквально сразу после этого знаменательного события князь был обвинен в государственных преступлениях и сослан своим венценосным воспитанником в имение. Строительство на время приостановилось, но современники знали горячий и отходчивый нрав Петра I. Поэтому уже через несколько месяцев Голицын был возвращен в Первопрестольную и одарен титулом боярина. Этому событию он и решил посвятить новую церковь, посоветовавшись с царем.

Иногда в письменных источниках якобы находят упоминания о том, что Петр I часто бывал в имении своего учителя и даже самолично принимал участие в строительстве храма. Однако официально историки данный факт не подтверждают. Знаменская церковь была возведена в рекордные для такого грандиозного сооружения сроки — за девять лет. Но еще четыре года она простояла без дела. Свидетели тех событий упоминали в своих воспоминаниях, что храм был настолько необычен, что ни один священник не решался его освятить. И лишь в 1703 году церковь превратилась в действующий приход, освященная иконой Божией Матери «Знамение». В этом действе принимал участие и сам Петр I, прибывший в имение, чтобы придать значимости событию.

Чудотворная икона

Историки считают, что икона Божией Матери «Знамение» неспроста использовалась при освящении нового храма. Ведь она всегда была очень почитаема на Руси и считалась чудотворной.

Создание иконы датируется двенадцатым веком, причем она является двусторонней. В шестнадцатом веке ее попытались обновить, что стало причиной практически полного исчезновения первоначального образа Богородицы.

Иконе приписывается спасение Новгорода от завоевателей в двенадцатом веке. Считается, что только благодаря ей жители не сдались и войска отступили от стен города.

Знаменская церковь (Дубровицы): архитектор

Ученые уже довольно долго ведут споры о человеке, гений которого нарисовал образ удивительного религиозного сооружения. Доподлинно известно, что прямое участие в строительстве принимали зодчие из Италии, Польши и Германии. Однако несколько версий об архитекторе этого архитектурного чуда все же существует.

Одни историки приписывают авторство проекта итальянцу Алемано. Он прибыл в Москву именно перед самым строительством церкви и пробыл в России несколько лет. Архитекторы даже находят во внешнем облике храма нечто общее с его другими творениями.

Другие специалисты поддерживают версию о Конраде Оснера, который приехал в нашу страну из Германии. Вместе с собой он принес особый, ни с чем не сравнимый архитектурный стиль южной части Германии. Его элементы и характерные черты легко угадываются в убранстве церкви.

Интересно, что сам князь Голицын принимал непосредственное участие в строительстве нового храма. Известно, что он разрабатывал общую концепцию и лично подбирал библейские сюжеты, которые должны были в каменном исполнении стать украшением его детища. Судя по записям того времени, мастера активно работали только в летний период. В холода они проводили все свое время, создавая причудливые каменные узоры, разместившиеся по всему периметру храма.

Читать еще:  В конкуренции с товарами из. Что такое конкуренция? Понятие, виды, примеры

В итоге получилась уникальная в своем роде православная церковь, напоминающая католические шедевры Италии и Германии.

Знаменский храм до советских времен

До начала двадцатого века церковь была дважды реставрирована. Каждый раз финансы на этот сложный и затратный процесс находились с трудом. В последний раз деньги собирали всем миром, чтобы сохранить уникальное наследие для потомков. Стоит заметить, что тогда это удалось.

Недалеко от церкви была выстроена колокольня, ученые датируют ее создание серединой восемнадцатого века. Она выполнена в более традиционном для российской архитектуры стиле. На звоннице были размещены девять колоколов, а в подвале создан небольшой музей с установленной скульптурой. Предположительно это был один из почитаемых в то время святых. Восстановить практически разрушенную скульптуру современным мастерам не удалось.

На базе церкви к началу прошлого века действовала школа, а также богадельня. Находиться в ней одновременно могли девять человек. С семнадцатого года двадцатого века в усадьбу пришли запустение и разруха, что пагубно сказалось на состоянии церкви.

Советский период и наши дни

После революции бывшая усадьба Голицыных превратилась в памятник быта и постепенно начала приходить в упадок. Изначально на ее содержание выделялись средства, но спустя десять лет было принято решение закрыть ее и церковь для доступа людей. В тридцатые годы под снос попала колокольня усадьбы, на сегодняшний день от нее осталась только часть скульптуры, размещавшейся в подвале. За долгие годы фасад храма подвергся разрушительным действиям вандалов. Многие уникальные скульптуры лишились важных частей, некоторые были практически полностью уничтожены.

В шестидесятые годы прошлого века было решено провести реконструкцию храма, а спустя тридцать лет его торжественно вернули Церкви. Однако иконы, хранившиеся в разных музеях страны, когда-то вывезенные из Знаменского храма, удалось возвратить только в двухтысячных годах.

Сейчас церковь считается действующей, в нее можно попасть с девяти часов утра до пяти часов вечера. Здесь ведутся воскресные и праздничные богослужения, также можно приехать и на вечернюю службу.

Внешний облик храма: описание

Мы уже не раз уточняли, что церковь имеет уникальный внешний вид, который абсолютно нетипичен для православных храмов Руси. Основанием сооружения является крест с закругленными краями. Фундамент церкви немного поднят, что создает открытую паперть с парапетами. К строению ведут четыре лестницы, которые перекликаются с основанием храма.

Строительство велось из белого камня, который добывался здесь же — в низовьях реки Пахры. Фасад щедро украшен резьбой, покрывающей всю церковь целиком. По периметру расположены скульптурные изваяния старцев в мантиях и ангелов. Если приглядеться, то можно узнать и сцены из Библии, воплощенные в камне искусными резчиками.

У основания церкви расположены фигуры евангелистов, а у входа располагаются две массивные скульптуры — Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Внутреннее убранство церкви

Внутри храм настолько же уникален, как и снаружи. Он полностью украшен горельефами, выполненными по каркасной технологии из битого кирпича и известняка. Местные мастера наносили смесь на каркас, а потом инструментами отсекали все лишнее, создавая объемное изображение. Все они созданы по мотивам библейских сюжетов.

Нельзя не обратить внимания и на горельеф с распятием Христа, эта композиция является центральной и вокруг нее ранее располагались тексты на латыни. Позже они были заменены на русские тексты, сейчас надписи в ходе реставрационных работ возвращаются к изначальному варианту.

В одной из частей храма располагаются двухъярусные хоры, которые полностью покрыты резьбой и выкрашены в глубокий синий цвет. Изнутри стены церкви имеют красивый нежно-голубой оттенок.

Верующие утверждают, что фотографировать в храме не рекомендуется, поэтому стоит своими глазами взглянуть на эту невероятную красоту, напоминающую западные архитектурные шедевры.

Вместо заключения

Довольно сложно описать словами всю красоту и уникальность Знаменской церкви. Поэтому обязательно стоит приехать сюда и открыть сердце для этого невероятного ощущения, которое возникает при одном взгляде на это сооружение талантливых мастеров семнадцатого века.

Каменные апостолы в Дубровицах

Знаменская церковь в селе Дубровицы под Подольском – известный памятник архитектуры барокко в Подмосковье. В этой статье мы расскажем о христианской символике скульптур этой церкви. Внешние стены Знаменского храма украшают вырезанные из камня фигуры апостолов и трех древних святителей: Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. Каменные статуи святых – редкое явление для храмов Подмосковья и в целом для православной традиции.

Восемь апостолов

Понятие «апостол» в христианской традиции имеет несколько значений. Во-первых, это двенадцать ближайших учеников Иисуса Христа: Петр, Андрей, Иоанн, Иаков, Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Зилот и Матфий. Последнего избрали вместо предателя Иуды Искариота. Помимо близкого круга двенадцати последователей у Христа было еще семьдесят учеников. Их тоже принято называть апостолами или «апостолами от семидесяти». Отдельный апостольский чин составляют евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Матфей и Иоанн были из числа двенадцати, а Лука и Марк из числа семидесяти апостолов. Особняком стоит святой Павел. Церковь называет его апостолом, хотя он не входил в число двенадцати и семидесяти. Павел оставил четырнадцать посланий, ставших важнейшими источниками христианского учения, и совершил четыре путешествия с проповедью по Римской империи.

Изображения всех двенадцати апостолов редко встречаются в русских храмах. На иконах изображают или одних Петра и Павла, или апостола Иоанна Богослова вместе с Богородицей у распятия, или четырех евангелистов. Скульптурные образы апостолов встречаются еще реже. В Подмосковье помимо Дубровиц есть только один храм со скульптурами всех двенадцати апостолов – церковь Рождества Богородицы в Подмоклово Серпуховского района. В нишах барабана Спасской церкви бывшей подмосковной усадьбы Кусково, которая с 1960 года вошла в черту Москвы, также стоят скульптуры апостолов, но не всех, а только четырех евангелистов.

Читать еще:  Рецепт варки риса на гарнир. Вкусный гарнир из риса, рецепт с фото

Апостолы из числа двенадцати стоят парами вокруг восьмигранной башни Знаменской церкви в Дубровицах. Еще четыре евангелиста установлены на земле с каждой стороны храма. На первый взгляд, кажется, что верхних статуй, как и положено, двенадцать. О двенадцати скульптурах пишут и в старых описаниях церкви. А.Ф. Вельтман в книге «Обновление храма Знамения в Дубровицах» 1850 года указывает: «Над алтарем и тремя входными дверями по одному окну, и кроме того по всей окружности 12 глухих окон. Над каждым из них резные из камня украшения. В первом ярусе столпа, между окнами двенадцать апостолов». Другой писатель И. Дмитриевский в 1908 году повторяет это число: «кругом всего столпообразия двунадесятый лик апостолов».

Если обойти храм кругом и посчитать статуи между окнами восьмигранной башни, то их окажется не двенадцать, а восемь. Возможно, дореволюционные описатели храма округлили реальное число апостолов до символической цифры двенадцать. По второй версии, недостающие четыре фигуры когда-то стояли на других местах. В выпуске «Подмосковные музеи. Путеводители» 1925 года есть указание на это: «Разделяя грани, стоят на постаментах фигуры апостолов – восемь по углам и четыре вне стенной декорации, перед окнами».

Каждый апостол Знаменской церкви в Дубровицах имеет индивидуальные черты, характерный жест и выражение лица. Однако определение имен апостолов не будет простой задачей. В отличие от «подмокловских» статуй, в Дубровицах не видно подписанных имен. Более того, у большинства апостолов со временем отломались предметы, которые они когда-то держали в руках. Можно было бы идентифицировать апостола по этим предметам и без подписи.

Каждый апостол в христианской иконографии имеет свои внешние признаки и атрибуты. Можно распознать апостола «физиогномическим» методом. Например, внешне Петр и Павел изображаются лысыми или с редкими волосами и небольшой бородой, Андрей рисуется с густыми и взъерошенными волосами, Иоанн – длинноволосым и безбородым. Художники и иконописцы нередко вольно относились к изображению внешности апостолов, поэтому канон не всегда соблюдался.

Надежнее определять апостола по атрибуту, который святой держит в руках. Чаще всего это орудия мученической казни каждого из них. Например, Павел был обезглавлен, поэтому держит в руках меч, Андрей распят на кресте в форме буквы « X », Варфоломей изображается с ножом, Симон Зилот с пилой, а Матфей с копьем. Иоанн – единственный из двенадцати, кто умер своей смертью. Его изображают с чашей змеиного яда, которым апостола безуспешно пытались отравить. Есть и не связанные с мучениями атрибуты. Например, апостол Петр держит ключи от Царства Небесного, а Матфей – мешочек с деньгами, потому что был сборщиком налогов.

Среди статуй Знаменской церкви в Дубровицах можно с уверенностью определить трех апостолов из восьми. С западной стороны над входом стоят фигуры Петра и Павла. Нет сомнений, что правая фигура изображает апостола Павла. Святой держит в руках меч – орудие, которым его казнили. У Петра нет атрибутов, но совпадает внешность. Из восьми скульптур это единственный апостол с редкими волосами. На Петра указывает и то, что он обычно изображаются в паре с Павлом. Если обойти храм слева от входа, покажутся другие два апостола. Фигура справа сохранилась хуже всего: не имеет ни правой руки, ни головы. Зато узнаваем стоящий слева апостол Матфей. У него на поясе привязан мешочек с деньгами.

Три святителя

Помимо восьми статуй апостолов вокруг восьмигранника башни и четырех евангелистов на земле, Знаменский храм украшают еще две скульптуры у входа и третья подобная над западным выступом. В отличие от апостолов, фигуры облачены в ленты епископских омофоров. Это статуи христианских богословов IV столетия Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. Святитель Василий стоит наверху, а Григорий Богослов и Иоанн Златоуст поместились у паперти.

Иоанн Златоуст написал значимые богословские сочинения, проповеди и классические толкования Священного Писания. Он составил чин литургии византийского обряда, по которому до сих пор служат, в том числе и в русской церкви, сочинил много православных молитв и богослужебных текстов. Став епископом Константинополя, Златоуст вступил в конфликт с императрицей Евдоксией. За обличение царицы иерарх был низложен, осужден и закончил жизнь в изгнании в 407 году.

Василий Великий и Григорий Богослов жили немного раньше Иоанна Златоуста. Оба происходили из римской провинции Каппадокия. Сочинения Василия и Григория являются основополагающими для христианской догматики. Они окончательно сформулировали догмат о трех ипостасях единого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Учение Василия Великого и Григория Богослова было утверждено на Втором Вселенском Соборе в 381 году.

В православной церкви есть праздник Трех Святителей, который отмечается двенадцатого февраля. В XI веке в Константинополе шли споры о том, кто из святителей лучше: Иоанн Златоуст, Василий Великий или Григорий Богослов. По легенде, одному из иерархов явились все трое и запретили спорить. Святители сказали, что между ними нет «ни первого, ни второго» и велели установить им церковный праздник в один день.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5b9d7b79accf9b00aad5dc70/5d4d95b91d656a00adddb862

http://www.syl.ru/article/327261/znamenskaya-tserkov-dubrovitsyi-istoriya-arhitektor-adres-tserkov-ikonyi-presvyatoy-bogoroditsyi-znamenie

http://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/kamennye-apostoly-v-dubrovicah/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector