Кто первый принес огонь. Греческая мифология

Содержание

Кто первый принес огонь. Греческая мифология

Миф (др.-греч. μῦθος) — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Диони́с — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в « Одиссее » .

С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда с украшенным плющом тирсом в руках. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами.

Придя на корабль, разбойники хотели заковать Диониса в тяжелые цепи, но они спадали с рук и ног юного бога. Спокойно подняли разбойники паруса, и корабль вышел в открытое море. Вдруг совершилось чудо : по кораблю заструилось благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с тяжелыми гроздьями; темно-зеленый плющ обвил мачту; Когда увидали все это разбойники, они стали молить мудрого кормчего править скорее к берегу. Но поздно! Юноша превратился в льва и с грозным рычаньем встал на палубе, яростно сверкая глазами. Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов. После этого Он принял свой прежний образ и, приветливо улыбаясь, сказал : « Я — Дионис, сын громовержца Зевса и дочери Кадма, Семелы! »

Адонис

Адо́нис — в древнегреческой мифологии — по наиболее популярной версии — сын Кинира от его собственной дочери Смирны.

Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. Его также называют возлюбленным Диониса. Был пастухом и охотником на зайцев. Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником.

Ему посвящен город Библ.

Сторонники мифологической школы отождествляли образ мифа об Адонисе с Иисусом Христом.

Богиня любви Афродита влюбилась в сына царя Кипра — прекрасного юношу Адониса, превосходящего красотой всех смертных. Забыв обо всем на свете, Афродита проводила время с Адонисом на Кипре, охотилась вместе с ним в горах и лесах острова. Она стремилась не расставаться с ним, а покидая его на время, просила быть осторожным, избегать грозных животных, таких, как львы и кабаны. Однажды, когда Афродиты не было рядом, собаки напали на след огромного кабана и устремились за ним в погоню. Адонис уже готовился поразить зверя копьем, когда кабан бросился на него и нанес
ему смертельную рану.
Узнав о смерти Адониса и тяжело это переживая, Афродита босиком отправилась по горным склонам и ущельям на его поиски, ее нежные ноги оставляли на камнях кровавые следы. Наконец она нашла убитого Адониса и стала горько над ним стенать. Желая навсегда сохранить о нем память, богиня повелела из крови юноши вырасти прекрасному цветку анемону. А там, где падали капли крови из пораненных ног богини, появились алые розы. Они были роскошными, а их цвет столь же ярок, как и кровь богини. Тогда Зевс сжалился над горем Афродиты. Он наказал брату своему Аиду, богу подземного царства мертвых, каждые полгода отпускать Адониса на землю из царства теней. Проведя полгода в царстве Аида, Адонис на то же время возвращается на землю навстречу ярким лучам солнца и объятиям златой Афродиты. Вся природа ликует, радуясь их любви

Прометей

Промете́й — в древнегреческой мифологии титан, царь скифов, защитник людей от произвола богов. Сын Иапета и Климены.

Имя титана « Прометей » означает « мыслящий прежде » , « предвидящий » ( в противоположность имени его брата Эпиметея, « думающего после » ) и является производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, « размышлять » , « познавать » .

Согласно Гесиоду Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием; в более детализированной версии, изложенной Проперцием — вылепил людей из глины, смешав землю с водой (у Гесиода этого нет); либо он оживил людей, созданных Девкалионом и Пиррой из камней. Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди. В этой долине побывал Фрэзер.

И видел на её дне красноватую землю. Когда боги с людьми препирались в Меконе, Прометей обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь — лишь кости. Прометей первым убил быка. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой.

Похищение огня

По древнейшей версии мифа, Прометей похитил огонь у Гефеста унёс его с Олимпа и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс) и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль.

В истолковании, он изобрёл « огневые палочки » , от которых загорается огонь. По другому толкованию, изучал астрономию, а также постиг причину молний.

За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к Кавказскому хребту. Он был наказан за то что ослушался Зевса. Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день орёл клевал у Прометея печень, которая в дальнейшем вновь отрастала Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу), пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам. В благодарность Геракл убил орла стрелой из лука и убедил Зевса унять гнев. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца. Есть рассказ, как Прометей пытался подкупить Харона, но безуспешно.

Деметра

Деме́тра — в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Её имя означает « Мать-Земля »

Была у богини Деметры юная, прекрасная дочь Персефона. Отцом Персефоны был громовержец Зевс. Однажды Персефона со своими подругами, океанидами, беззаботно резвилась на цветущей Нисейской долине. Подобно легкокрылой бабочке перебегала юная дочь Деметры от цветка к цветку. Она рвала пышные розы, душистые фиалки, белоснежные лилии и красные гиацинты. Беспечно резвилась Персефона, не ведая той судьбы, которую назначил ей отец Зевс. Не думала Персефона, что не скоро увидит она опять ясный свет солнца, не скоро будет любоваться цветами и вдыхать их сладкий аромат. Зевс отдал в жёны её своему мрачному брату Аиду, и с ним должна жить Персефона во мраке подземного царства, лишённая света горячего южного солнца. Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил тотчас похитить её. Он упросил богиню земли Гею вырастить необычный красоты цветок… Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок на Нисейской долине. Персефона увидала цветок, сорвала его. И вдруг разверзлась земля, и на чёрных конях явился Аид и похитил Персефону.

Читать еще:  19 лунный день в январе. Транзитная Луна в Водолее

Услышала Деметра крик своей дочери, всюду искала богиня Персефону, но нет её. Она пошла к другим богам за помощью, и Гелиос — солнце ответил ей, что похищена Аидом Персефона. Опечалилась мать. Она покинула Олимп.

Всякий рост на земле прекратился, Листья на деревьях завяли и облетели. Леса стали обнажёнными. Но всё равно было богине Деметре. Не хотелось Зевсу, чтобы человечество погибло, и упросил Деметру вернуться. Согласилась богиня, только при условии, что Персефона вернётся к ней. Но не мог этого сделать Зевс. И обе стороны договорились, что две трети года Персефона будет жить с матерью, а на одну треть — возвращаться к мужу Аиду. С тех пор, когда Персефона покидает мать, наступает осень, а когда она возвращается к матери, богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и награждает труд земледельца богатым урожаем .

Греческий огонь: изобретение и применение

В Древней Греции огонь всегда был почитаем. С ним и его добычей связано множество легенд, которые известны и в наши дни. Бог огня в греческой мифологии Гефест, который являлся мужем прекрасной Афродиты, почитался людьми практически так же, как и Зевс. Все помнят историю о Прометее, который украл огонь и подарил его людям. Греческий бог огня был разозлен самоуправством и покарал титана. Но миссию свою последний выполнил, люди научились согреваться у костра и готовить пищу.

Бог огня в греческой мифологии описывался как могучий хромой кузнец, который сутки напролет ковал железо в своей пещере. Одна из древних легенд гласит, что именно в его кузне был изготовлен знаменитый греческий огонь. Потом Гефест подарил его жрецам, которые ему поклонялись. Пожалуй, нет и не было в мире изобретения более феноменального, чем греческий огонь. Много веков назад он наводил животный ужас на врагов, но и до сих пор не дает покоя людям.

Прототипы греческого огня

Согласно утверждениям историков, нечто похожее на греческий огонь было замечено в V веке до нашей эры во время Пелопонесской войны. В ходе сражения между афинскими и беотийскими армиями при Делии одна из сторон использовала странный вид оружия: пологое бревно, «плюющееся» зажигательной смесью. Предположительно «коктейль» состоял из трех ингредиентов: масла, серы и сырой нефти. Его беотийцы «выбрасывали» из трубы, пытаясь выкурить из осажденного города афинян.

Чуть позже древние греки создали огнемет, который стрелял чистым пламенем. В качестве горючего, скорее всего, использовался древесный уголь, который выталкивался силой воздуха. Его нагнетали с помощью мехов. Конечно же, этим изобретениям было далеко до настоящего греческого огня, но кто знает, не явились ли они основой для будущей «грозы Средневековья»?

История создания

На вопрос о том, кто изобрел греческий огонь, почти все летописцы отвечают однозначно: механик Каллиникос – уроженец сирийского Гелиополиса, перебежавший к византийцам, когда арабы оккупировали его родной город. Этот беженец оказал отличную услугу новой родине и навсегда вошел в мировую историю. А все происходило так: в 673 году арабы пошли с мечом на христиан. Им удалось дойти до Киликии, на тот момент относившейся к Византии. Там они перезимовали и весной двинулись дальше.

Император Константин Четвертый узнал о приближении вражеской армии и стал готовиться к обороне. Вот тут и пригодился ему механик Каллиникос. Беженцу, уже пострадавшему от арабов, очень не хотелось снова встречаться с ними. И он решил помочь Византии, подарив Константину свое изобретение – дышащий жидким огнем сифон.

Государь принял подношение с благодарностью. Под руководством сирийца таких сифонов было создано большое количество, ими оснастили корабли. Когда подошел арабский флот, его облили раскаленной жижей, моментально сжигающей дерево. Остатки вражеской армии в панике покинули поле боя… А византийцы ликовали. Еще бы! Теперь они чувствовали себя могучими и непобедимыми. Изобретение греческого огня ознаменовало собой золотую эпоху в истории империи.

Совершенно секретно

Производство «огнедышащих сифонов» поставили на широкую ногу. Понимая всю ценность оружия, правители Византии держали рецепт приготовления греческого огня в большом секрете. Один из императоров даже заявил, что огонь был подарен Ангелом, который поставил условие: ни один другой народ не должен его получить.

Это стало государственной тайной, а за разглашение любому грозила верная смерть, будь то холоп или сын императора. Впрочем, рядовые византийцы и не могли узнать, как готовится греческий огонь. Ведь делали его в засекреченных лабораториях, под семью замками. А наследникам престола с младых лет внушали важность молчания.

Так, например, Константин Седьмой в завещании писал своему сыну: «Главная задача твоя – заботиться о греческом огне. Ибо его создал Ангел специально для Византии. И если кто-либо будет просить у тебя рецепт, ссылайся на ангельский запрет». А на престоле в храме по приказу этого императора вырезали текст проклятья, которое должно было пасть на того, кто выдаст секрет. Суровые меры подействовали, и эту тайну византийцам удавалось сохранять несколько веков. А желающих узнать рецепт было ох как много!

Громкие огненные победы

Первое же применение греческого огня наделало много шума в мусульманском мире. Когда же арабы спустя сорок с лишним лет после поражения двинулись на Византию снова и опять были сожжены, о таинственном оружии стали ходить легенды. Неугомонные завоеватели попробовали захватить Константинополь еще спустя шесть десятилетий – в 882 году. Но и этот поход закончился для них плачевно. Незадолго до третьей попытки арабов – в 872-м – византийцы отбивались от критской армии и сожгли 20 кораблей врага.

А в 941 году «по зубам» получил русский князь Игорь, задумавший идти на богатый Константинополь войной. И в 1043-м его «подвиг» повторил другой правитель Киевской Руси – Владимир. Вот тогда-то и заговорили о греческом огне во всем цивилизованном мире. И помчались в Византию гонцы от славян, мусульман, европейцев… Но ни хитростью, ни подкупом, ни родственными связями никому не удалось добиться желаемого.

Читать еще:  Умение расположить к себе людей. Как расположить к себе людей

Одна из легенд

Государственная тайна хранилась как зеница ока. Власти даже распространяли одну легенду. В ней рассказывалось о высокопоставленном византийском вельможе, которому арабы предложили огромную сумму золотом за выдачу рецепта. Тот согласился и должен был передать врагам чертежи устройства для метания и сам состав греческого огня. Перед тем как он отправился на встречу с арабами, решил зайти в церковь и помолиться. Но перед входом в храм разверзлись небеса, божественное пламя обрушилось на вельможу. Так бог покарал предателя, ибо секрет был дан господом первому христианскому государю, а разглашение его считалось огромным грехом.

Описание и использование чудо-огня

Приспособление византийцев представляло собой продолговатый металлический сосуд, отлитый (предположительно) из бронзы. Внутрь трубы заливалась воспламеняющаяся смесь, и сосуд прочно закупоривался. Во время сражения специальная метательная машина выбрасывала его на неприятеля. Из сосуда со страшным грохотом и шумом вырывался огонь, сжигающий все на своем пути. Судя по записям летописцев, погасить пламя было невозможно – вода только усиливала его. И, попав на палубу вражеского корабля, он моментально превращал дерево в пепел. Как именно происходило «извержение», ученые пока не выяснили. Исследования продолжаются до сих пор.

На первых этапах своего существования греческий огонь использовался только в ходе морских сражений. И хоть ранние огнеметы не отличались совершенством (метали сосуды на короткие дистанции – максимум 25 метров; их нельзя было использовать при сильном встречном ветре и т. д.), даже просто упоминание об этом оружии вызывало ужас у солдат. Что, кстати, имело больше психологическое объяснение. Люди боялись греческого огня, поскольку не понимали его природы, считали чем-то мистическим, запредельным… А ведь стоило отойти на дистанцию больше 25 метров, и никакие боги не помогли бы огню настигнуть жертву.

Немного о терминах

Следует отметить, что византийцы не называли огонь греческим. Они не считали себя греками, а именовались ромеями. Они величали его просто огнем. А другие народы каких только эпитетов не придумывали. Историкам удалось найти упоминания и о морском огне, и о жидком, и о живом, и об огне ромеев. Позже, когда оружие вырвалось за пределы Византии, мусульмане называли огонь нафтом. Впрочем, так они именовали все зажигательные смеси, используемые во время сражений.

Совершенствование греческого огня

Шло время, не заканчивались войны, византийцы совершенствовали свое секретное оружие. Так, например, они стали оборудовать носовую часть кораблей сифонами в виде головы дракона. Получалось, что губительное пламя вырывалось как бы из пасти мифического животного. Это усиливало панику среди суеверных врагов.

Примерно к началу второго тысячелетия греческий огонь, фото которого можно увидеть в этой статье, стали использовать не только на море, но и на суше, изобретя ручные сифоны. С их помощью поджигалась, например, техника у стен осажденных городов, деревянные ворота и даже живая сила. Легкое переносное устройство позволяло выплеснуть смертельный коктейль прямо в лицо врагу в ходе ближнего боя.

Огонь за пределами Византии

Как бы ни старались византийцы удержать секрет приготовления греческого огня в тайне, но настал момент, когда «птичка вылетела из клетки». После пяти веков строжайшей секретности нашелся-таки предатель. Случилось это в 1210 году, когда византийского императора Алексея Третьего лишили престола. Он был вынужден бежать из родной страны и нашел приют в Конийском султанате. Всего спустя восемь лет после его бегства арабы применили греческий огонь в битве с крестоносцами. А вскоре технологию освоили и славяне, применив ее во время атаки булгарского Ошеля в 1219 году и во время осады шведской крепости Ландскрона в 1301-м. Некоторые историки утверждают, что был греческий огонь на вооружении и у Тамерлана.

Пламя погасло

Самое последнее упоминание о применении детища Каллиникоса датируется 1453 годом, когда Мехмед Второй Завоеватель пытался взять Константинополь. Огненные «петухи» летели тогда навстречу друг другу. С обеих сторон. И византийцы, и турки использовали его. Греческий огонь потихоньку стал угасать с появлением в арсенале европейцев пороха и огнестрельного оружия. Да и не было больше в нем прежней силы, которая питалась таинственностью. Как только византийский секрет стал всеобщим достоянием, интерес к изобретению пропал, а рецепт приготовления смеси был утерян.

Попытки воскресить огонь

Конечно же, современный мир не нуждается в греческом огне, имея в тысячу раз более эффективные технологии. Но утерянный секрет византийцев волнует умы ученых уже много веков подряд. Как сделать греческий огонь? Поиски ответа на этот вопрос продолжаются по сей день. Как же получался греческий огонь? По какому рецепту его готовили? Версий существует множество. Если обратиться к записям давно минувших лет, то всплывают такие варианты:

  • Византийская принцесса и историк в одном лице Анна Комнен в 12 веке утверждала, что огонь готовится из смолы, серы и древесного сока.
  • В Арабском манускрипте того же времени среди ингредиентов перечислены деготь, сера и смола.
  • Алхимик Винцентиус в 13 веке заявил, что в состав смеси входят расплавленная сера, деготь, растительный сок, скипидар и голубиный помет.
  • В Германии 19 века компонентами считали соль, смолу, серу, жженую известь и асфальт.

Поиски рецепта

Найти секретные компоненты пытались многие алхимики и ученые. Например, французский химик Дюпре в 1758 году громогласно объявил, что у него получилось воссоздать греческий огонь. Разумеется, ему сразу не поверили. И потребовали доказать. В окрестностях Гавра на достаточно большом расстоянии от берега поставили деревянный шлюп. Дюпре смог сжечь его при помощи своего изобретения. Французский король Людовик XV был впечатлен зрелищем и выкупил у химика его наработки и все чертежи за баснословную сумму. Также взял с него клятву, что тот забудет о своем изобретении. После чего король уничтожил все бумаги.

Современные предположения

Современные же исследователи имеют две основные версии. Первая из них основана на сведениях византийского алхимика Марка Грека, который утверждал, что только с помощью селитры можно было создать греческий огонь. Состав, помимо этого ингредиента, содержал смолу, масло и серу. Именно селитра отвечала за «выход огня». Она нагревалась, в ней начиналась бурная реакция, которая разрывала баллон. Сторонники данной версии склонны считать, что емкость поджигали еще перед полетом – прямо на корабле. После чего баллон «выстреливал», и врагов уничтожал греческий огонь.

Рецепт номер два: нефть, известь и сера со смолой в роли загустителя. Коктейль помещался в баллон, который поджигали, прежде чем запустить. Либо же емкость разрывало при соприкосновении с водой (за счет извести, у которой с водой бурная реакция).

К сожалению, ни один из вариантов официально не утвержден. Здравый смысл подсказывает, что второй – более правдив, ведь селитра появилась в Европе позже, чем греческий огонь. К тому же трудно представить, чтобы византийцы, нагревая баллон, жгли костер на деревянной палубе… Но утверждать ничего нельзя. Родившийся под покровом тайны огонь продолжает оставаться темной лошадкой для всех до сих пор.

Мифы Древней Греции

Давным-давно — так давно, что даже время тогда текло в обратном направлении, на Балканском полуострове жили древние эллины, которые оставили народам всего мира богатейшее наследство. Это не только величественные здания, прекрасная античная настенная живопись и мраморные статуи, но и великие произведения литературы, а также, дошедшие до наших дней, древние предания — мифы Древней Греции, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира и, в целом, обо всех процессах, происходящих в природе и в обществе. Одним словом, — их миропонимание и мировоззрение.

Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.

Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.

По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны — грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом)- Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса — и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля — Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь — Эрос.

Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак — Эреб и тёмную Ночь — Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо — Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море.

После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран взял себе в жёны благодатную Гею, от которой у него родилось шестеро сыновей — могучих, грозных титанов — и шестеро дочерей. Сын Урана и Геи — титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь — океанид. Титан Гипперион и Тейя дали миру Солнце — Гелиоса, Луну — Селену и румяную Зарю — розоперстую Эос[1]. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе, и все ветра: северный ветер — Борей (Βορριάς), восточный — Эвр (Εύρος), южный Нот (Νοτιάς) и западный, ласковый ветер Зефир (Ζέφυρος), несущий обильные дождём тучи.

Кроме титанов, могучая Земля родила трёх великанов — циклопов с одним глазом во лбу — и трёх пятидесятиголовых сторуких великанов — Гекатонхейров, против которых ничто не могло устоять, потому что их стихийная сила не знала предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос[2], хитростью низверг Урана, отняв у него власть.

В наказание Кроносу богиня Ночь родила Таната — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, Кер — уничтожение, Гипноса — сон с кошмарными видениями, Немезиду — отмщение за преступления — и многих других богов, внёсших в мир Кроноса, воцарившегося на троне своего отца, ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье.

У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию[3], Деметру[4], Геру, Аида и Посейдона[5].

Рея, чтобы не потерять и последнего своего ребёнка, по совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась на остров Крит, где в глубокой пещере родила своего младшего сына Зевса[6]. Скрыв в пещере новорождённого, Рея дала жестокому Кроносу проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос и не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром нимф Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты[7] ударяли мечами в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач ненароком не услышал всевластный Кронос.

На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.

В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:

  1. Зевс (Диас) — властитель неба, отец богов и людей.
  2. Гера (Ира) — супруга Зевса, покровительница семьи.
  3. Посейдон — владыка морей.
  4. Гестия (Эстия) — защитница семейного очага.
  5. Деметра (Димитра) — богиня земледелия.
  6. Аполлон — бог света и музыки.
  7. Афина — богиня мудрости.
  8. Гермес (Эрмис) — бог торговли и вестник богов.
  9. Гефест (Ифестос) — бог огня.
  10. Афродита — богиня красоты.
  11. Арес (Арис) — бог войны.
  12. Артемида — богиня охоты.

Люди на земле обращались к богам — к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений.

Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы.

Так, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море — Нереиды, в лесах — Дриады и Сатиры, в горах — нимфа Эхо.

Жизнью человека распоряжались три богини-Судьбы — Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Это они пряли нить человеческой жизни от рождения до самой смерти и могли её оборвать, когда хотели.

По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».

Добро пожаловать в мир греческой мифологии!

[1] В римской мифологии — Аврора
[2] Крон (Χρόνος) — всепоглощающее время
[3] Гестия (Εστία) — богиня жертвенного огня и домашнего очага, покровительница городов и государства. У римлян — Веста.
[4] Деметра (Δήμητρα) — богиня плодородия земли. У римлян — Церера.
[5] Гере, Аиду и Посейдону у римлян соответствовали Юнона, Плутон и Нептун
[6] Зевс (Δίας). У римлян — Юпитер.
[7] Куреты — полубоги, охранители и защитники Зевса. Позднее куретами называли на Крите жрецов Зевса и Реи

Источники:

http://www.sites.google.com/site/mifologiagreece/home/mify

http://www.syl.ru/article/184862/new_grecheskiy-ogon-izobretenie-i-primenenie

http://www.grekomania.ru/articles/mythology

Читать еще:  Т лаунчер версия 1.7. Launcher — альтернативный лаунчер Майнкрафт
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: