Исповедь и причастие. Подготовка к причащению

Как готовиться ко Святому Причащению

Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Молитва домашняя и церковная

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

— Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.

Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:

(На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).

Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.

Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.

Детей до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

После Св. Причащения

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9-е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения (подробнее).

Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Читать еще:  Сонник мерить солнцезащитные очки. К чему снятся очки солнцезащитные

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» [1] .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Читать еще:  Подготовка к похоронам по соннику. Подготовка к чьей свадьбе привиделась

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)» [2] .

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Как готовиться к Причастию

Подробнее о подготовке к Причастию можно прочитать в церковном документе, утвержденном Архиерейским Совещанием Русской Православной Церкви, — «Об участии верных в Евхаристии».

Пост

Отказ от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты), супружеских отношений и развлечений. Срок — от 1 до 3 дней. Если литургия с утра, после 24.00 есть нельзя — это называется «евхаристический пост». Если литургия служится вечером или в обед, евхаристический пост длится не менее 6 часов. К Причастию подходят натощак.

Вечернее богослужение

Присутствие на вечернем богослужении обязательно. Например, вечером в субботу всегда совершается воскресная всенощная, на которую церковные люди стараются ходить неопустительно, даже когда не имеют возможности причаститься в воскресенье. Если нет возможности прийти на службу, нужно обязательно сказать об этом священнику. Здесь тоже может быть очень много исключений, но это не отменяет самой идеи участия в церковном богослужении как необходимой составляющей жизни христианина, вершиной которой является Евхаристия.

Читать еще:  Литературный язык и его свойства. Основные признаки литературного языка

Исповедь

Таинство Православной Церкви, на котором человек в присутствии священника раскаивается в своих грехах и получает прощение. Исповедь перед Причастием обязательна, кроме тех случаев, когда верующий по благословению духовника причащается несколько раз в неделю. На исповеди священник может скорректировать индивидуальную подготовку к Причастию — продолжительность и строгость поста, вид молитвенного правила, присутствие на богослужениях. Исповедь проходит во время вечернего богослужения или утром перед литургией.

Молитвенное правило

Включает в себя последование ко святому Причащению: канон к Причастию и молитвы. Дополнительно иногда читаются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Они могут заменяться на другие молитвы или отменяться вовсе в зависимости от подготовленности и жизненных обстоятельств человека. Этот вопрос обсуждается с духовником, но если его нет, то просто со священником, который принимает исповедь. Это правило касается только взрослых и не подходит для детей, которым требуется другая молитвенная практика.

Исключения

Из любого пункта священник может сделать исключение: сократить, заменить или вовсе отменить какой-либо из них, а иногда увеличить. Это может быть единовременное решение, например, человек из-за работы не успел прийти на вечернее богослужение, или носить продолжительный характер: человек по болезни должен принимать с утра лекарства и не может причащаться натощак. Такие вопросы решаются индивидуально.

Кому нельзя причащаться?

Неподготовленным людям, не получившим благословение священника на принятие Святых Таин. Женщинам во время месячных — за исключением случаев смертной опасности или когда продолжительное кровотечение вызвано заболеванием. Нельзя причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид.

Дети

Продолжительность и содержание подготовки к Причастию определяют родители вместе с священником, учитывая возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Возраст совершения первой исповеди и частота ее совершения с 7 до 10 лет определяются совместно с духовником или священником, который принимает исповедь у родителей. Для детей до трех лет евхаристический пост не нужен. С трехлетнего возраста детей постепенно приучают к воздержанию от еды и питья перед Причастием. С 7 лет ребенок обычно может и должен причащаться натощак. С этого возраста ребенка следует учить читать подготовительные молитвы перед Причастием. Их объем и содержание определяют родители в соответствии с духовным и интеллектуальным развитием ребенка.

После Причастия

Христианин должен выслушать в храме благодарственные молитвы после Святого Причащения (их обычно читает чтец сразу после окончания службы) или прочесть их самостоятельно. Нужно стремиться к тому, чтобы сохранить принятый дар Причастия в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.

Светлая седмица

Христиане, соблюдавшие Великий пост, в период Светлой седмицы (неделя после Пасхи) ограничиваются евхаристическим постом. Аналогичная практика может соблюдаться в период между Рождеством и Богоявлением (7–19 января). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также последования ко Святому Причащению.

В итоге

Пост, исповедь, молитва, служба, но все по силам и по обстоятельствам каждого, все исключения — как послабления, так и большую строгость в подготовке — надо обсудить со священником.

| Читайте также:

Таинство радости

Причастие: благодарность Богу

Великий четверг

Как закон охраняет тайну исповеди

Как возникли посты?

У православных Новый год 14 сентября – как это?

Почему на Украине только одна настоящая Церковь?

Комментарии

Огромная благодарность, Юрий, за Ваши советы и рекомендации. Очень подробно и глубоко.

Кирилл, Спаси Вас Христос !
Как всегда замечательно изложено.
Обязательно перешлю Вашу статью своим друзьям

Извините, уважаемый Юрий, но нужно учитывать, что существуют установленные правила для всего, что происходит в Церкви. При чем эти правила существуют уже очень давно, и мы должны их исполнять. Представьте, если каждый будет делать все, что ему вздумается: например, священнику вдруг не захотелось проводить службу в воскресенье, или поющие на клиросе решили вместо службы сходить на день рождения, что же тогда будет? Это касается и подготовки к Причастию, Исповеди, Крещению, Венчанию и т. д. Не сравнивайте наше время и то, что было 2000 лет назад. Тогда действительно люди особо не постились, но нужно учитывать, что в то время их вера была намного сильнее, чем наша и житейские правила были очень строгими. А мы живём в мире современных технологий и вседозволенности. И чтобы мы не ринулись с головой во всевозможные позволенные греховные дела, у нас, к счастью, есть эти 4 поста, которые избавляют или страхуют от всяких зависимостей.

1 благословение священника не нужно для того чтобы идти к Причастию, нас уже благословил к этому Сам Господь Иисус Христос , читаем Евангелие внимательно
2 по оскудению духоносных отцов (читай “духовников”) еще святитель Игнатий Брянчанинов писал об этом ,можем сами установить себе чтение обязательных молитвословий, можем при этом спросить – подчеркиваю по святителю Игнатию – СОВЕТА у священника, не человек для правила
3 Таинство Исповеди и Причастие это два разных Таинства и никакие каноны не предписывают обязательную исповедь перед причастием
4 Вечернее богослужение не обязательно , главная служба это Литургия
5 Священники принимая исповедь только свидетели , мы исповедуемся перед Богом который невидимо присутствует при этом и именно Он и прощает нам грехи а не священник “своею властию”, никакой такой власти у священника нет
6 все советы священника принимать с рассуждением особенно касающиеся каких то “обязательных ” и “установленных ” правил , он не может нам приказывать или настаивать на чем-то для него являющимся правильным
7 Очень хорошо будет если вы прочитаете о том как Причащались первые христиане, какие молитвы читали (правил к Причастию тогда не было),
8 Первые христиане отказывались от пищи в среду и пятницу в пику евреям которые это делали в понедельник и четверг, а кто соблюдает среду и пятницу во весь год , тот может вполне так жить и безо всех четырех постов ибо этого вполне достаточно
Про историю поста читайте “Толковый Типикон” проф. Скабаллановича

Источники:

Как готовиться ко Святому Причащению

http://pravoslavie.ru/31461.html

Как готовиться к Причастию

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: