Игры-эксперименты на логопедических занятиях.

Игры-эксперименты в логопедической работе с двуязычными детьми.
статья по теме

В статье рассказывается о применении эксперименто-игровой деятельности в практической работе учителя-логопеда с дошкольниками из семей, для которых русский язык не является родным. Обосновано применение таких игровых методик, приводятся примеры игр.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Игры-эксперименты в логопедической работе

с дошкольниками из двуязычных семей.

В последние годы в логопедической практике все чаще встречаются дети, для которых русский язык не является родным, или те, которые с детства говорят на двух языках, то есть билингвы.

В нашем детском саду нам встречались дети, родители которых родным языком признают следующие: испанский (семья с Кубы), афганский, чеченский, аварский, английский, молдавский, калмыкский и другие. Иногда дети-билингвы, направленные к нам ПМПК с заключениями ОНР, дизартрия, ринолалия, посещают логопедические группы, иногда мы их встречаем в общеобразовательных группах и констатируем у них фонетико-фонематическое недоразвитие. Мы понимаем, что причиной может быть несоответствие фонетических систем русского и родного языка, знаем, что учиться эти дети будут в дальнейшем в русской школе и им грозит дисграфия, и зачисляем их на логопункт.

Уровень владения русским языком у этих детей различный, но некоторые общие черты можно выделить:

— бедность словаря, несформированность словообразовательных процессов

— стойкие аграмматизмы, в том числе ошибки в согласовании прилагательных, числительных, притяжательных местоимений с существительными в роде, числе и падеже, в употреблении глагольных форм, использовании в речи предлогов.

— несформированность фонематического слуха, объясняемая несоответствием фонетических систем разных языков (трудности различения свистящих и шипящих, глухих и звонких, твердых и мягких согласных, соноров).

Наряду с другими приемами мы предлагаем широко использовать в работе с детьми из двуязычных семей игры-эксперименты.

Отметим положительные стороны их применения: повышение интереса детей к занятиям, наглядность, возможность задействовать все анализаторы: тактильный, визуальный, слуховой, обонятельный, вкусовой.

Особенно эффективно применение игр-экспериментов для развития лексико-грамматического строя. В процессе игр-экспериментов происходит накопление активного и пассивного словаря. Ребенок усваивает качественные прилагательные, обозначающие цвет, температуру (холодный, горячий, теплый), относительные прилагательные, обозначающие тип поверхности (гладкий, шершавый, ребристый, выпуклый), материал (деревянный, стеклянный, металлический, пластмассовый…).

В активный словарь вводятся глаголы: шуршит, гремит, шипит, звенит…, а также однокоренные глаголы с разными приставками, наречия: громко, тихо, холодно, тепло, быстро, медленно…. Ребенок усваивает антонимы – холодный и горячий, толстый и тонкий … , однокоренные слова – треск, трещит, трескучий; холод, холодный, холодно, холодать, холодильник.

В процессе игр-экспериментов происходит более быстрое формирование навыков словоизменения, в том числе:

  1. согласование прилагательных с существительными в числе, роде и падеже (категория рода усваивается детьми-билингвами особенно трудно)
  2. согласование и управление в сочетаниях числительных с существительными
  3. усвоение форм сравнительной степени прилагательных и наречий
  4. усвоение предложно-падежных конструкций
  5. усвоение причастия как одной из глагольных форм, например, шуршащий, плавающий

В процессе игры ребенок учится строить предложения различных типов: простые распространенные, сложносочиненные с союзом а, сложноподчиненные с придаточными причины, следствия, с придаточными изъяснительными.

Игры-эксперименты могут использоваться и для формирования дифференцированного слухового восприятия. Ведь разные предметы могут производить звуки, разные по тембру, по громкости, по высоте. Это способствует в дальнейшем усвоению фонематических различий.

Одной из дополнительных задач мы ставим формирование пространственных представлений: «правый» и «левый», «наверху» и «внизу» и так далее.

Параллельно ведется работа над звукопроизношением, коррекция нарушений слоговой структуры слова.

Игры-эксперименты способствуют также развитию мелкой моторики пальцев рук.

Вот основные материалы и оборудование для организации игр-экспериментов, которое мы используем в нашей работе:

  1. ящик для организации тактильной игры
  2. настенный модуль с разноцветными мешочками для тактильных игр
  3. ванна с песком
  4. ванночка с горохом
  5. весы
  6. набор шаров из разных материалов
  7. зеркальный калейдоскоп
  8. наборы для тактильных игр (геом. фигуры и др.)
  9. набор тактильных кубиков (твердо-мягко)
  10. предметы из различных материалов, гайки, винтики
  11. настенные тактильные, звуковые и визуальные панели в сенсорной комнате
  12. электрический фонарик
  13. зеркала
  14. сосуды для воды
  15. набор звучащих кубиков
  16. набор контейнеров для игры «Угадай по запаху»
  17. набор контейнеров для игры «Угадай по вкусу»
  18. образцы разных продуктов питания

Расскажем о некоторых играх-экспериментах, применяемых нами в работе с детьми-билингвами:

1. Взвешивание предметов из разных материалов, сравнение их по весу.

На весах мы взвешиваем, например, деревянную матрешку и каменный шар. Мы определяем и проговариваем, что каменный шар тяжелее деревянной матрешки, а деревянная матрешка легче каменного шара. При этом мы обогащаем словарь детей прилагательными, учим правильному согласованию прилагательных с существительными в роде и падеже, вводим в речь ребенка прилагательные в форме сравнительной степени и формируем антонимические отношения.

2. Похожие цели мы ставим, когда экспериментируем с водой и разноцветными красками: растворяем краски в воде, смешиваем воду разного цвета, рассматриваем цветную воду, налитую в разные сосуды, наливаем воду в стаканы из разноцветной прозрачной пластмассы. Мы вводим в словарь детей названия простых и смешанных цветов и слово «прозрачный», учим согласованию прилагательных с существительными.

3. Игры с магнитами позволяют ребенку заключить, что магнит притягивает, например, железный шуруп и железную гайку и не притягивает деревянный шарик и фарфоровое блюдце, что к магниту прицепились две металлические шайбочки, два железных винтика и не прицепились пять пластмассовых гаек. О результатах эксперимента ребенок рассказывает с помощью логопеда, усваивая при этом согласование числительных и прилагательных с существительными и относительные прилагательные со значением материала.

4. Ребенок с закрытыми глазами находит среди многих шаров два одинаковых, описывает их по форме, весу, гладкости, температуре, материалу, или сравнивает два шара из разных материалов. При этом мы можем использовать настенный модуль для организации тактильных игр. Ребенок находит нужный шар и говорит: «Такой же шар в оранжевом мешочке». «Почему ты думаешь, что он такой же?» «Он тяжелый, холодный, гладкий, это металлический шар». Или: «Он легкий, теплый, шершавый, это пробковый шар».

5. Исследование запаха или вкуса разных пищевых продуктов вслепую позволяет закрепить словарь по данной лексической теме: запах чесночный, луковый, варенье смородиновое, клубничное, яблочное…

6. Игры-эксперименты со звуком: ребенок определяет, какой звук могут производить разные предметы. Мы развиваем глагольный словарь, учим использовать личные формы глагола: камень стучит, камни стучат; бумажка шуршит, бумажки шуршат, металлический колокольчик звенит, колокольчики звенят.

7. Игра «Угадай бакалейный продукт (крупы, макароны…) на ощупь». Речевая работа: скажи, что можно из этого продукта приготовить (гречневую кашу, фасолевый суп, вермишелевую запеканку…) – ребенок учится употреблять относительные прилагательные.

Читать еще:  Эту страну называют остров свободы. Остров свободы - куба

8. Эксперименты с зеркальным калейдоскопом, например, кладем в калейдоскоп одну красную машинку, смотрим в него, и видим… пять, шесть и более красных машинок. Игра способствует усвоению формы родительного падежа существительных во множественном числе, правильному согласованию прилагательных и числительных с существительными.

9. Угадываем, где звучит колокольчик, а где шуршит бумажка (справа, слева, под столом, за креслом…) Речевая работа: формирование пространственных представлений, усвоение предложно-падежных конструкций, составление предложений с союзом а.

10. Эксперименты со звучащими кубиками: найди кубики, звучащие одинаково. Одни кубики стучат, другие шуршат, третьи звенят. Один кубик стучащий, другой звенящий, третий шуршащий. Одни звучат громче, другие тише. Играя с такими кубиками, ребенок усваивает глаголы в формах единственного и множественного числа, действительные причастия настоящего времени, а также наречия в сравнительной степени.

11. Мы используем также игры-эксперименты со светом. Для них нам нужен электрический фонарик, разноцветные прозрачные предметы, зеркала. С помощью пускаемых нами солнечных зайчиков мы учим ребенка употреблять предложно-падежные конструкции, учим согласованию прилагательных с существительными, ребенок усваивает также и приставочные глаголы: солнечный зайчик к Машиной кукле подбежал, от Машиной куклы убежал, между красным мячиком и синим кубиком пробежал и так далее.

12. Эксперименты с водой также дают нам материал для речевого развития. Металлическая ложка тонет в воде, а деревянная – нет, потому что металлическая тяжелее деревянной. Пробковый шар плавает, а каменный – нет, потому что пробковый легче каменного. Мы сразу решает несколько задач: учим строить сложные предложения с придаточными причины, ребенок усваивает сравнительную степень прилагательных, мы вводим в активный словарь относительные прилагательные со значением материала, учим правильному согласованию.

13. Игры в ванночке с горохом или с песком: ребенок откапывает сначала все деревянные предметы (палочку, шарик, кольцо), а потом все металлические предметы, называет их, отвечает на вопрос, почему он смог их найти на ощупь, чем они отличаются: деревянные предметы теплее и легче, а металлические – холоднее и тяжелее. Задача – учить правильному согласованию прилагательных с существительными.

Поскольку мы не владеем родным языком ребенка и не можем на него опираться в нашей работе, нам очень важно дать ребенку все посмотреть, пощупать, послушать, понюхать и попробовать на вкус, поэтому игры-эксперименты являются эффективным дополнением к традиционным логопедическим занятиям с детьми из двуязычных семей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци.

В статье рассматривается содержание логопедической работы с учащимися, имеющими системное недоразвитие речи тяжелой степени.

Игры, представленные в пособии, могут использоваться на логопедических занятиях по автоматизации звуков с детьми специальных классов. Они адаптированы для данной категории детей.

В статье раскрываются эффективные приемы использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с неговорящими дошкольниками.

Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена работе с детьми первого года жизни.Один из алгоритмов мо.

Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми.

План – конспект мастер-класса по теме:«Использование интерактивного метода «Работа в паре» в коррекционно- логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

«Игры-эксперименты для развития глагольного словаря старших дошкольников с ОНР»

Статья

Автор: Левшина Наталья Викторовна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Родничок», Белгородская область п.Прохоровка

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных. Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольного словаря. Для повышения эффективно сти коррекционной работы н а логопедическом занятии наряду с другими видами работ рекомендуется использовать игры — эксперименты. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно, что было исследовано им самостоятельно. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Несмотря на большое количество имеющегося опыта по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, на
сегодняшний день проблема предикативной лексики у данной категории детей себя не исчерпала, что подтверждает актуальность выбранной темы. В дошкольном возрасте особое значение придается опытно-практической деятельности детей, так как с помощью этой деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. В работах многих отечественных педагогов говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. В педагогике выделяют практические методы обучения, т.е. практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков. Практические методы обучения используются при организации продуктивных деятельностей – конструирования, изобразительной деятельности, труда в природе. Данные виды деятельности отличаются от других тем, что, занимаясь ими, дети не просто наблюдают и слушают, а преобразуют предметы, получая в результате реальный продукт (постройку, рисунок, выращенные растения). Возводя постройку из строительных деталей, выполняя трудовые действия по уходу за растениями, дети более глубоко познают новые свойства предметов и явлений, на практике убеждаются, например, в том, что прочность постройки зависит от расположения деталей, состояние растения зависит от ухода за ним и т.д. Способы деятельности детей (которые выступают как важнейший момент любого метода обучения) носят практический характер, что и позволяет определить эти методы как практические. Важной стороной практических методов обучения является разработка системы последовательно усложняющихся практических заданий. Эта система
характеризуется тем, что в ней постепенно возрастают требования к умениям детей осуществлять обследование образца (или анализа заданных условий), планировать последовательность выполнения действия, контролировать получаемые результаты. Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, элементарные опыты, экспериментирование и моделирование. Игры-эксперименты на логопедических занятиях используются для повышения эффективности коррекционной работы. Через игры-эксперименты на логопедических занятиях реализуются следующие задачи: расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений; развитие у детей мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия; формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым; развитие абстрактного и логического мышления детей. Используемые на логопедических занятиях игры, прежде вс е го, необходимо связывать с изучаемой лексической темой, так как благодаря этому идет закрепление лексико-грамматических средств языка, развивается связная речь, логическое мышление, а также дети учатся ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод. Для формирования глагольного словаря предлагаются следующие игры. «Сколькими способами может передвигаться человек? » человек живой или неживой? по каким признакам можно узнать, что он живой? Задание: Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли. Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения. Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться и т.д.
«Сколькими способами можно есть хлеб?» Вопрос: какой бывает хлеб (белый, черный, сладкий, кислый, свежий, вкусный и т.д.). Обсудить разные способы, как можно есть хлеб. Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить, отщипнуть, взять губами, покормить кого-то. Подводятся итоги, выявляется, кто больше назвал способов, как можно есть хлеб. Использование игр с песком, особенно для детей с тяжелыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно- развивающей работе с детьми. Игровые упражнения с песком можно использовать в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи. Для словарной работы предлагаются следующие задания: «Кто больше назовёт?». Ребенок подбирает прилагательные (слова- признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку. «Слова-родственники». Ребенок подбирает однокоренные слова к прилагательным, глаголам и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку. Особенно эффективно применение игр-экспериментов для развития лексико-грамматического строя. В процессе игр происходит накопление активного и пассивного словаря. В активный словарь вводятся глаголы: шуршит, гремит, шипит, звенит и др., а также однокоренные глаголы с разными приставками, наречия: громко, тихо, холодно, тепло, быстро, медленно и др. Для развития глагольного словаря можно использовать следующие игры- эксперименты:  эксперименты со звучащими кубиками: найди кубики, звучащие оди- наково. Одни кубики стучат, другие шуршат, третьи звенят. Один кубик стуча- щий, другой звенящий, третий шуршащий. Одни звучат громче, другие тише. Иг- рая с такими кубиками, ребенок усваивает глаголы в формах единственного и множественного числа, действительные причастия настоящего времени;
 игры-эксперименты со светом. Для них нужен электрический фона- рик, разноцветные прозрачные предметы, зеркала. С помощью пускаемых сол- нечных зайчиков ребенка учится употреблять предложно-падежные конструкции, согласование прилагательных с существительными, ребенок усваивает также и приставочные глаголы: солнечный зайчик к Машиной кукле подбежал, от Маши- ной куклы убежал, между красным мячиком и синим кубиком пробежал и так да- лее. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ можно использовать экспериментальную деятельность детей. В работе используются следующие виды: 1) конструирование букв. На столах – палочки, ниточки, пуговицы, ка- рандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами вы- брать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв; 2) реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Пере- двинуть палочку или добавить и т.д.); 3) игра «Слово рассыпалось» (анаграмма). На доске слово с изменен- ным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна – насос, терка – актер); 4) подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме); 5) подбор слов к данной рифме; 6) разгадывание ребусов; 7) образование новых слов из букв данного слова. Например: трамвай – трава, рама, март и т.д.; 8) придумывание слов на определенный слог; 9) подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов – с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д.;
10) составление слова с использованием начальных звуков или по конеч- ному звуку других слов; 11) замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (ме- таграмма); 12) работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, распо- ложение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. Важным аспектом в логопедической работе является взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы. Логопедическая работа будет эффективнее, если воспитатели будут активно участвовать в ней, так, задачами воспитателей являются следующие:  расширение объема словаря параллельно с расширением представле- ний об окружающей действительности, формирование познавательной деятель- ности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);  уточнение значений слов;  формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуально- го);  активизация словаря, совершенствование, процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. Воспитатели могут использовать задания и игры для формирования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в режимных моментах и при проведении своих занятий, тем более использование опытно-практической деятельности происходит постоянно в работе с детьми. Возможности использования опытно-практической деятельности в логопедической работе достаточно многогранны, в частности, применяя ее можно способствовать формированию глагольной лексики, оперируя с предметами, изучая их, дошкольники с общим недоразвитием речи приобретают новые слова-действия в активном словаре, а также происходит развитие наблюдательности, интереса, других сторон речи и т.п.
В логопедической работе по формированию словаря у детей с ОНР необхо- димо опираться на общедидактические (систематичности и последовательности, доступности, индивидуального подхода) и специфические принципы (принцип развития, онтогенетический принцип, принцип деятельностного подхода). Логопедическую работу необходимо осуществлять поэтапно: 1 этап – подготовительный. Цель: создание базы для развития глагольного словаря, то есть обогащение опыта детьми в процессе расширения представлений ребенка об окружающей действительности; накопление импрессивного словаря, уточнение значений слов. 2 этап – основной. Цель: актуализация глагольного словаря; совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. На данном этапе дошкольники выполняют задания логопеда средствами опытно-практической деятельности. 3 этап – заключительный. Цель: использование разнообразных глаголов в связной речи. На данном этапе используется опытно-практическая деятельность детей, в которой целью является применение глаголов в самостоятельной речи. Таким образом, игры-эксперименты в логопедической работе способствует речевому развитию, в частности, формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Кроме этого игры-эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Читать еще:  Формирование, продвижение и реализация туристического продукта.

Игры-эксперименты на логопедических занятиях

Игры-эксперименты на логопедических занятиях используются для повышения эффективности коррекционной работы.

«Расскажи — и я забуду.
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму»
/китайская пословица/

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты.

Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

Ребенок на занятии отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса, он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их.

На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Учиться играя, экспериментируя! А что же такое игра, эксперимент?

Игра — это дидактический и социально важный вид активности, воспитывающий умение коллективно реагировать, коллективно действовать.

Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

В.А. Сухомлинский писал:

«В мире нет людей серьезнее, чем дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

А эксперимент — это «проба, опыт, попытка осуществить что-либо»

Через игры-эксперименты на логопедических занятиях реализуются следующие задачи:

  1. расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений;
  2. развитие у детей мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобще­ния;
  3. развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  4. формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;
  5. развитие абстрактного и логического мышления детей.
Читать еще:  Сухие ветки. Собирать сухие ветки

Примеры игр-экспериментов

Приведу примеры игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи-ОНР).

Прежде всего мы стараемся связать экспериментальную деятельность детей с изучаемой лексической темой.

  • Идет закрепление лексико-грамматических средств языка,
  • Развивается связная речь,
  • Логическое мышление.
  • А самое главное, дети учатся ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.

I. Тема «Фрукты».

Заносятся две тарелки накрытые салфетками (два яблока: одно зеленое, другое красное)

Загадка, помогающая понять, что на тарелках:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.(яблоко)

Обобщение (что это овощ или фрукт? )

Что можно приготовить? Как это назвать?

Вопрос: не пробуя на вкус, определить какое из этих яблок сладкое, а какое кислое?

Ответы детей. Пробуем на вкус, находим правильный ответ, делаем выво­ды.

Зеленое яблоко — сладкое, красное — кислое,

И зеленое, и красное яблоко сладкое.

II . Тема «Игрушки»

Два игрушечных петушка, одинаковые по размеру, но один из глины, другой из пластмассы.

Вопрос: какая игрушка тяжелее?

Ответы детей. Пробуем, делаем выводы: глиняная игрушка тяжелее.

Игры-эксперименты с мячом.

Загадка про мяч:

Круглый, гладкий и пузатый –
Больно бьют его ребята.
Почему беднягу бьют?
Потому что он надут.

Из какого материала можно изготовить мяч, как он будет называться?
Что может делать мяч? ( прыгать, катиться, его можно бросать и т.д.)

Какой мяч? (слова-признаки).

а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй — из пластмассы.

Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?

Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.

б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. Один мяч мы не трогаем, в другом сделаем дырочку, что произойдет?

А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Ответы детей.

А теперь давайте проверим. Детям предлагается постучать об пол сначала спущен­ным мячом, потом обычным.

Есть ли разница, в чем причина?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше скачет.

в) Утопить в воде спущенный мяч, обычный.

С помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ.

«Что плавает, что тонет? »

Две ложки: одна из металла, другая из дерева.

Какая из этих ложек утонет, а какая нет? Почему?

Дети делают выводы: деревянные предметы не тонут, железные тонут.

Игры-эксперименты с песком.

Проводим на улице в песочнице, направлены на развитие тактильной чувствитель­ности и мелкой моторики рук.

Одна часть песочницы с сухим песком, другую поливаем водой.

Из какого песка можно сделать «куличики» из сухого или мокрого?

2) «Пройтись» ладонями по поверхности песка, выполняя разные движения.

Вопрос: на какой половине песочницы следы виднее отчетливее, где сухой песок или мокрый?

«Сколькими способами может передвигаться человек? »

Цель: развитие общей моторики, активизировать в речи детей глагольный словарь.

  • человек живой или неживой?
  • по каким признакам можно узнать, что он живой?

Задание: Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли.

Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвиже­ния.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться и т.д.

«Сколькими способами можно напиться?»

Цель: развивать мыслительные способности детей.

Примерные варианты — выпить из кружки, полакать из блюдца, пить через трубочку.

«Сколькими способами можно есть хлеб?»

Цель: развивать мыслительные способности детей, активизировать в речи детей прилагательные и глагольный словарь. Материалы и оборудование на каждого ребенка, все это должно быть чистым и соответсвовать гигиеническим нормам.

Вопрос: какой бывает хлеб (белый, черный, сладкий, кислый, свежий, вкусный и т.д.)

Придумать разные способы, как можно есть хлеб.

Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить, отщипнуть, взять губами, покормить кого-то.

Подводятся итоги, выявляется, кто больше придумал способов, как можно есть хлеб.

Делаются выводы: человек может использовать большое количество разных спосо­бов, чтобы есть хлеб.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, в частности игры — эксперименты, создаются благоприят­ные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познава­тельной, эмоционально-волевой сферах.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/04/14/igry-eksperimenty-v-logopedicheskoy-rabote-s

http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=67124

http://logoportal.ru/statya-14932.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector