Где строили немецкие лодки второй мировой войны. Подводные лодки
Подводные лодки Третьего рейха
По открытой информации в составе ВМФ России сегодня находится около 70 подводных лодок. У США их количество примерно такое же, и это два самых мощных на сегодня подводных флота в мире. На этом фоне 1154 субмарины, сражавшиеся в составе военно-морских сил Третьего рейха, кажутся какой-то невероятной цифрой. Да, подводные лодки тогда были проще и меньше, и до моделей с атомным двигателем развитие техники еще не дошло. Но все же цифра впечатляет. И не только она – германский подводный флот времен Второй мировой войны оказался самым многочисленным и смертоносным за всю историю вооруженных сил всех стран.
Содержание
Великая стройка
До начала войны, то есть до 1 сентября 1939 года, у Третьего рейха было 57 подводных лодок. Разрешение строить субмарины страна получила лишь в 1935 году. До этого работал Версальский мирный договор, одним из условий которого был запрет Германии делать субмарины. Однако нацистский режим постепенно возвращал позиции, и одним из таких дипломатических успехов стало заключение Англо-германского морского соглашения. По нему подводные лодки признали устаревшим вооружением, и запреты на их производство исчезли.
В июне 1939 года подводный флот Германии возглавил Карл Дениц – выдающийся военный специалист, разработавший концепцию подводной войны. В его распоряжении оказалось огромная сила. Во время Второй мировой войны в составе кригсмарине каждые 2 дня появлялась новая подводная лодка.
Подводная сила
Главное преимущество субмарин в их скрытности. Подводные лодки могут незамеченными пересекать океаны, неожиданно появляться и наносить огромный урон без существенных расходов на оборону. У Германии эта часть ВМФ во многом компенсировала ограниченные возможности надводного флота.
Ключевой наработкой Карла Деница стало создание концепции, при которой субмарины действовали устойчивыми группами. Их стали называть “волчьими стаями”, а сами операции — “охотами”. Немецкие подводные лодки охотились на транспортные корабли своих противников, нарушая снабжение войск. Их цель – топить суда врагов быстрее, чем те их строят.
“Волчья стая” на рейде выстраивалась так, чтобы охватить как можно больший фарватер в ожидании конвоя противной стороны. Когда одна из подлодок обнаруживала приближение корабля, она отправляла сообщение в центр, и сама продолжала следовать за ним на безопасном удалении в надводном положении. Остальные “волки” в это время окружали конвой и начинали нападение. Действовали подводные лодки обычно по ночам и при численном преимуществе, поэтому итоги нападений для них были весьма успешными.
По разным оценкам германские субмарины отправили на дно от 2000 до 2800 кораблей торгового флота. Вместе со своими судами погибло больше 100 000 моряков.
Были и единичные диверсионные вылазки. Самая громкая из них – потопление британского линкора “Ройял Оук”. Большой военный корабль стоял в гавани Скапа-Флоу (Шотландия), пролив в которую перегораживали три блокшива. Лодка U-47 (нумерация у немецких субмарин была сквозной от U-1 до U-3530) успешно проникла к месту стоянки линкора, дала три торпедных залпа и вернулась на базу.
Впрочем, подводные лодки вовсе не были неуязвимы. Статистика их потерь наталкивает на мысль, что у немецкого командования они считались чуть ли не расходным материалом. Из походов не вернулось почти 800 субмарин, то есть 70 процентов всего подводного флота. Вместе с ними на дно отправились и 30 000 членов экипажей. Среди российских исследователей кригсмарине подлодки Гитлера иногда называли “Стальными гробами Рейха”. Со временем члены антигитлеровской коалиции отработали приемы противолодочной обороны, и о прошлых успехах немецким подводникам пришлось забыть. У Карла Деница в составе экипажей субмарин погибло двое сыновей и племянник.
Операции “Регенбоген” и “Дэдлайт”
Легенды о судьбе сотен немецких подводных лодок продолжают ходить и сегодня. В мифах и вольных интерпретациях они вывозили в Южную Америку нацистское руководство, а из нее – полезные ископаемые, будто повторяя политику конкистадоров. В сообщениях разной степени достоверности субмарины Третьего рейха продолжают находить затопленными в Антарктиде, на Таймыре и у берегов Крыма.
На деле же судьба у подводного флота Гитлера была такой же, как и у остальных частей армии – его разгромили. Большая часть лодок погибла в боях, в отношении оставшихся провели две занимательные операции. Первая называется “Регенбоген”. Это слово не случайно звучит так по-немецки – операция спланирована и реализована самими нацистами. В конце апреля 1945 года стала очевидна скорая капитуляция, и Дениц приказал экипажам всех германских кораблей для сохранения чести флота затопить их. Приказ был исполнен – на дно отправилось 238 субмарин. Кстати, Regenbogen с немецкого переводится как “радуга”.
Союзники тоже не жалели захваченных подлодок Гитлера. В конце 1945 — начале 1946 года они провели операцию “Дэдлайт”, в ходе которой была затоплена 121 трофейная субмарина. Еще 33 подводные лодки остались у стран-победительниц для испытаний, пополнения собственного флота и создания музеев.
Карл Дениц пережил Нюрнбергский процесс, отсидел 10 лет и умер в 1980 году. Остаток жизни он провел в безвестности, но написал три книги – две о своей жизни и одну о тактике подводной войны.
Подводная лодка типа XXI Третьего рейха
В середине 1944 г. состав флота гитлеровской Германии (кригсмарине) пополнила ультрасовременная подводная лодка типа XXI. Главнокомандующий кригсмарине гроссадмирал Карл ДЁНИЦ (Karl DÖNITZ) намеревался с ее помощью еще раз перевернуть страницу в подводной войне.
Первая настоящая подводная лодка
В первые годы Второй мировой войны классическая тактика немецкой подводной атаки выглядела так.
После обнаружения противника, в идеале ночью, подводная лодка в надводном положении старалась занять удобную позицию для выстрела и, оставаясь над водой, производила пуск торпеды. Затем лодка быстро ныряла и под водой стремилась как можно дальше уйти от противника, прежде чем корабли охранения начнут контратаку. Большая проблема действовавших тогда подводных лодок заключалась в том, что они фактически были только ныряющими, а не в полном смысле подводными лодками.
Атака первой по-настоящему подводной лодки в морской истории выглядела иначе. Как только ее радиоизмерительное или акустическое оборудование обнаруживало цель, подводная лодка типа XXI в погруженном положении, на высокой скорости и на пересекающемся курсе стремилась достичь ее. Высокая точность пеленгования и сопровождения цели, благодаря гидролокатору и прослушиванию шумов, позволяли выходить на позицию открытия огня без использования перископа.
Данные для стрельбы рассчитывал имевшийся на борту электромеханический блок управления огнем. После подводной атаки с использованием перископа подводная лодка уходила на большой скорости в глубину. По мнению немецких историков, подводные лодки типа XXI без проблем избегали атак кораблей охранения, ведь сонар преследователей работал на скоростях 12-13 узлов. Сама же лодка могла передвигаться под водой на скорости около 16,5 узлов.
Подводная лодка типа XXI – высокая боевая эффективность
Как только первые боеготовые подводные лодки в середине 1944 г. вошли в состав кригсмарине, оперативное командование подводного флота попыталось определить оперативные принципы боевого применения новых кораблей. В этой связи 10 июля 1944 г. был выпущен меморандум «Соображения по боевому применению типа XXI «.
В дополнение к преимуществам нового типа подводной лодки в нем нашли отражение высокий уровень разочарования по поводу общего хода подводной войны, а также особенности успешной противолодочной обороны союзников:
«Тип XXI — это лодка с сильными подводными боевыми характеристиками, которые подходят для того, чтобы в значительной степени преодолеть союзническую противолодочную оборону, имеющую превосходство, благодаря доминированию в воздухе и надводной локации. С этой лодкой станет возможным начать успешную подводную войну (…). «
Напротив, менее эйфоричны суждения относительно живучести новой подводной лодки, под которой понималась способность противостоять вражеской атаке. В частности, осознается то, что обнаруженная подводная лодка не сможет подойти к противнику на дальность торпедной атаки без риска собственного потопления.
Следовательно, выходить на огневую позицию над или под водой требовалось незаметно. В целом, для командиров подводных лодок существовал принцип: оставаться в оперативном районе по возможности незамеченными. Но подводным лодкам типа XXI для подкрадывания предлагались совершенно новые тактические возможности. По оценкам специалистов, они являлись результатом выдающихся подводных ходовых качеств.
Новая стратегия войны
Меморандум и не отговаривал от успешной тактики «стаи», характерной для первой фазы подводной войны в Атлантике с середины 1940 г.:
«… так как сосредоточение своих сил против объединенной обороны является целесообразным.»
Вместе с тем, эффективность боевых действий одиночной лодки типа XXI оценивалась более высоко, чем у кораблей, построенных ранее. Считалось, что оказавшись в атакующей позиции, команда, благодаря быстрой перезарядке торпедных аппаратов, способна в трех залпах выпустить до 18 торпед. Это представлялось до сих пор невообразимым увеличением боевой мощи.
В уже цитированном меморандуме говорится:
«Появление нескольких подводных лодок типа XXI уже приводит к гораздо большему дроблению обороны, чем значительно большее количество предыдущих боевых кораблей. Принцип: боевое применение лодки дорого, поэтому первая атака должна вести к окупаемому успеху. Это особенно верно в операциях в так называемых транспортных воронках недалеко от побережья.«
В полной мере командование ВМС третьего рейха смогло использовать боевые качества нового корабля тогда, когда лодку использовали для боевых действий на большом удалении. Об этом так говорится в цитируемом меморандуме от 10 июля 1944 г:
«Воздушное превосходство врага во всех морских районах, заставляют лодки предыдущих типов совершать переходы под водой и далеко в свободной Атлантике, для чего они по своей конструкции не предназначены. Это обстоятельство, прежде всего из-за постоянно растущей перегрузки рубки зенитными орудиями и радиолокаторами, становится все более и более неуместным. В мае 1942 года лодке IX-C для марша в Карибский бассейн потребовалось 50 суток. Напротив, для типа XXI расчёт составил 28 дней. Лодка типа XXI практически идет почти вдвое быстрее лодки типа IX C.«
Тактические преимущества
В случае необходимости подводная лодка типа XXI могла совершать длительный переход и под водой. Разумеется, для этого использовались не электромотор и аккумуляторы, а дизельные двигатели. Причем, их снабжение воздухом гарантировала инновационная система работы двигателя под водой – шноркель. В этом случае над поверхностью моря выступала только голова шноркеля с резиновым покрытием. Вероятность ее обнаружения радарами союзников была крайне мала, а визуально над водой можно было обнаружить только короткие водяные завихрения.
Тактическое преимущество сокращающее время прибытия в оперативный район очевидно: остается больше времени для фактического боевого применения. Кроме того, отпала необходимость опасного, но необходимого для прочих подводных лодок, снабжения горючим в море.
Командование кригсмарине в середине 1944 г. приписывало типу XXI максимальную глубину погружения около 300 м. По показателям глубины характеристики лодки обеспечивали оборонительную стойкость на случай, если противник преследовал ее с глубинными бомбами. Однако, на практике действовавшими лодки нового типа глубина погружения не выдерживалась. Только после усиления конструкции во время тестовых погружений удалось достигнуть максимум 220 м.
Интересна скорость подводной лодки типа XXI для уклонения от вражеских подводных охотников. С электродвигателями она достигала 16,5 узлов (30,6 км/ч). При подкрадывании составляла, как правило, шесть узлов (11,3 км / ч), а при подводном переходе на дизелях со шноркелем – 10,42 узла (19,3 км/ч).
Оснащение и сервис
Инновационное для того времени акустическое и эхолотное оборудование позволяло экипажу типа XXI лучше контролировать поведение противолодочных сил противника. В частности, оставаясь под водой, лодка могла избегать локационных сигналов противника (ASDIC), дальность распространения который достигал 5 км.
Для радиообмена тип XXI оснащался самыми современными средствами связи своего времени. Лодки отправляли свои донесения в операционный центр на суше на коротких волнах. Прием же распоряжений осуществлялся на коротких, длинных или сверх длинных волнах.
Для одиночного применения в больших морских районах подводные лодки типа XXI предлагали прежде невероятные удобства для 57 членов экипажа: более просторные помещения, большее число коек, поддерживаемая кондиционером температура.
Помимо того, достаточное количество оборудования для провианта, который хранился в больших холодильных установках, а также улучшенная вентиляция помещений в период подводных переходов. Эти факторы привели к снижению физического и психического напряжения экипажа.
Другим достижением новых подводных лодок считались наличие на борту двух водоотливных насосов на носу и в корме. Насосы обеспечивали осушение вод, проникающих на большой глубине. Установка этих агрегатов облегчала утомительное для центрального поста выравнивание количества воды в лодке.
От восхода до заката
Основная идея типа XXI возникла, когда в 1940 г. стал очевидным совершенно новый вид тяги для подводных лодок. По мнению специалистов, тогда серийное строительство подлодок типа XXVI с воздухонезависимым «двигателем Вальтера» («Walter-Antrieb») стал большим скачком в подводной технике. Однако, турбинная подводная лодка, где Т-топливо («аурол», Aurol) во взаимодействии с катализатором (С-топливо) производило высокотемпературную кислородно-паровую смесь («парогаз») для вращения турбины, не достигала требований, соответствующих боевому применению.
Изначально предусматривалась установка «двигателя Вальтера» и на лодки типа XXI. В дальнейшем запланированное для этого место в новом проекте подводной лодки заполнили новыми, особо легкими аккумуляторами. В результате появились «большая электрическая» подводная лодка тип XXI и ее меньшая, предназначенная для использования в прибрежных водах и окраинных моря лодка типа XXIII.
Батарея аккумулятора электродвигателя пл типа XXI. Музей «Вильгельм Бауэр».
От секции к кораблю
Строительство новой подводной лодки типа XXI в промышленном масштабе запустили в военном 1944 г. После того, как вопреки сомнениям вовлеченных верфей удалось реализовать метод секционного строительства.
В продольном направлении конструкцию нового корабля разделили на восемь секций. Каждая из секций строилась в комплекте со всем оборудованием и электропроводкой в каждом случае в своем производственном центре. По дорогам или внутренним водным путям готовые секции транспортировались на сборочные верфи. Там их соединяли в более крупные узлы и завершали строительство лодки.
Такой тактовый строительный метод, заимствованный из автомобильной промышленности, не принимался верфями. Кораблестроители предпочитали работать над подводной лодкой в целом. Но планировавшийся выпуск двух-трех подводных лодок в день убедил ответственных лиц — по крайней мере, на бумаге.
Однако, предусмотренное программой строительство более чем 1300 лодок никогда не было реализовано. Бомбардировка союзниками верфей и производственных площадок секций значительно повлияло на общий результат.
Трудный старт
Первую подводную лодку типа XXI бортовой номер U 2501 приняли в состав кригсмарине 27 июня 1944 г. в качестве лодки на испытании. В то же время еще в 1944 г. инженеры спроектировали еще два варианта типа XXI («В» и «С»). От основного они отличались, главным образом, количеством и расположением подводного вооружения. Но, как и многие проекты вооружений третьего рейха, они также не вышли за рамки фазы планирования.
Между 27 июня 1944 г. и окончанием войны в мае 1945 г. гитлеровский флот имел в общей сложности 118 подводных лодок типа XXI. Прочие экземпляры в мае 1945 г. – в продвинутой стадии производства. Кроме того, бомбардировщики союзников разрушили подводные лодки на этапе сборки.
… и бесславный финиш
Хотя оборонная промышленность производила их относительно быстро и в большом количестве, технически революционные лодки с военной точки зрения уже не играли большой роли. Война была проиграна и на море.
Имела место нехватка топлива. Технические проблемы зачастую препятствовали боевым операциям. Боевые выходы стали крайне редки и происходили только незадолго до окончания войны. К упомянутым факторам добавлялся недостаток обученных экипажей, подготовка которых в Балтийском море также была затруднена.
По утверждению немецких историков, в мае 1945 г. союзникам досталось около десятка неповрежденных лодок. Большую часть готовых кораблей либо ранее затопили их собственные экипажи, либо уничтожили многочисленные вражеские воздушные атаки.
Подводная революция гроссадмирала К. Дёница провалилась всего через одиннадцать месяцев после ввода в эксплуатацию первой лодки типа XXI. Вместе с тем, для дальнейшего развития подводного кораблестроения этот проект имел ключевое значение.
Последний сохранившийся экземпляр этого типа (бывшая U2540) сегодня можно увидеть как лодку-музей «Вильгельм Бауэр» в Бремерхафене („Technikmuseums U-Boot Wilhelm Bauer e.V.“, ссылка на страницу о музее: https://military-museum.livejournal.com/7652.html).
По материалам журнала «Clausewitz»
Подводные лодки СССР и Германии Второй мировой войны
Подводный флот стал частью ВМС разных стран уже во время Первой мировой войны. Изыскательские работы в области подводного кораблестроения начались задолго до ее начала, но только после 1914 года были окончательно сформулированы требования руководства флотов к тактико-техническим характеристикам субмарин. Главное условие, при котором они могли действовать, заключалось в скрытности. Подводные лодки Второй мировой войны по своему устройству и принципам действия мало отличались от своих предшественниц предыдущих десятилетий. Конструктивная разница, как правило, состояла в технологических новшествах и некоторых изобретенных в 20-е и 30-е годы узлах и агрегатах, улучшающих мореходные характеристики и живучесть.
Немецкие субмарины перед войной
Условия Версальского договора не позволяли Германии строить многие типы кораблей и создавать полноценный военный флот. В предвоенный период, игнорируя навязанные в 1918 году странами Антанты ограничения, немецкие верфи тем не менее спустили на воду полтора десятка субмарин океанского класса (U-25, U-26, U-37, U-64 и др.). Их водоизмещение в надводном положении составляло около 700 тонн. Меньшие по размеру подводные лодки (500 т) в количестве 24 шт. (с номерами от U-44) плюс 32 единицы каботажно-прибрежного радиуса действия имели то же водоизмещение и составляли вспомогательные силы кригсмарине. Все они были вооружены носовыми орудиями и торпедными аппаратами (обычно 4 носовых и 2 кормовых).
Итак, несмотря на многие запретительные меры, к 1939 году на вооружении немецких ВМС состояли достаточно современные подводные лодки. Вторая мировая война сразу после ее начала показала высокую эффективность этого класса вооружений.
Удары по Британии
Британия приняла на себя первый удар гитлеровской военной машины. Как ни странно, адмиралы империи наиболее высоко оценивали опасность, исходящую от немецких линкоров и крейсеров. По опыту предыдущего крупномасштабного конфликта они предполагали, что зона действия субмарин будет ограничиваться относительно узкой прибрежной полосой, а их обнаружение не составит большой проблемы.
Оказалось, однако, что подводные лодки Германии Второй мировой войны могут стать куда более опасным оружием, чем надводный флот. Попытки установить морскую блокаду северного побережья успехом не увенчались. В первый же день войны лайнер «Атения» был торпедирован, а 17 сентября затонул авианосец «Корейджес», самолеты которого англичане надеялись использовать как эффективное противолодочное средство. Блокировать действия «волчьих стай» адмирала Денница никак не удавалось, они действовали все более дерзко. 14 октября 1939 года субмарина U-47 зашла в акваторию базы королевских ВМС Скапа-флоу и из надводного положения торпедировала стоящий на якоре линкор «Ройал Оук». Суда гибли каждый день.
Меч Денница и щит Британии
К 1940 году немцы пустили на дно английские корабли общим тоннажем свыше двух миллионов тонн. Казалось, катастрофа Британии неизбежна. Интерес для историков представляют хроники, рассказывающие о том, какую роль играли подводные лодки Второй мировой войны. Фильм «Битва за Атлантику» повествует о борьбе флотов за контроль над океанскими магистралями, по которым шло снабжение воюющих стран. Бороться с «волками» Денница было трудно, но каждая проблемная задача таит в себе решение, оно нашлось и в этот раз. Достижения в области радиолокации позволили обнаруживать не только визуально, но и в условиях нулевой видимости, причем на расстоянии, немецкие подводные лодки.
Вторая мировая война еще не достигла своей пиковой фазы, шел апрель 1941 года, но уже была потоплена субмарина U-110. Она была последней уцелевшей из тех, с которыми Гитлер начал боевые действия.
Что такое шнорхель?
С самого начала появления субмарин конструкторы рассматривали различные варианты энергообеспечения силовой установки. Подводные лодки Второй мировой войны приводились в движение электродвигателем, а в надводном положении – дизельным мотором. Главная проблема, препятствующая сохранению скрытности, заключалась в необходимости периодически всплывать для подзарядки аккумуляторов. Именно во время вынужденной демаскировки субмарины оказывались уязвимыми, их могли засечь самолеты и радары. Для того чтобы уменьшить этот риск, был изобретен так называемый шнорхель. Он представляет собой выдвижную систему труб, по которой в дизельный отсек поступает атмосферный воздух, необходимый для сгорания топлива, и удаляются выхлопные газы.
Применение шнорхеля способствовало снижению потерь субмарин, хотя помимо радаров были и другие средства их обнаружения, например сонар.
Новшество осталось без внимания
Несмотря на очевидные преимущества, шнорхелями оснащались только немецкие подводные лодки Второй мировой войны. СССР и другие страны оставили это изобретение без внимания, хотя условия для заимствования опыта были. Считается, что первыми шнорхели применили нидерландские судостроители, но известно также и то, что в 1925 году подобные устройства спроектировал итальянский военный инженер Ферретти, однако тогда от этой идеи отказались. В 1940 году Голландия была захвачена фашистской Германией, но ее подводный флот (4 единицы) успел уйти в Великобританию. Там тоже не оценили этого, безусловно, нужного устройства. Шнорхели демонтировали, сочтя их очень опасным и сомнительно полезным приспособлением.
Других революционных технических решений строители подводных кораблей не применяли. Совершенствовались аккумуляторы, аппараты для их зарядки, улучшались системы регенерации воздуха, но принцип устройства субмарин оставался неизменным.
Подводные лодки Второй мировой войны, СССР
Фото героев-североморцев Лунина, Маринеско, Старикова печатали не только советские газеты, но и иностранные. Подводники были настоящими героями. Кроме этого наиболее успешные командиры советских субмарин становились личными врагами самого Адольфа Гитлера, и лучшего признания им не требовалось.
Огромную роль в морской битве, развернувшейся на северных морях и в Черноморском бассейне, сыграли советские подводные лодки. Вторая мировая война началась в 1939 году, а в 1941-м гитлеровская Германия напала на СССР. На тот момент на вооружении нашего флота состояли субмарины нескольких основных типов:
- ПЛ «Декабрист». Серия (кроме титульной единицы еще две – «Народоволец и «Красногвардеец») заложена в 1931 году. Полное водоизмещение – 980 т.
- Серия «Л» – «Ленинец». Проект 1936 года, водоизмещение – 1400 тонн, корабль вооружен шестью ТА, в боезапасе 12 торпед и 20 морских мин, два орудия (носовое – 100 мм и кормовое – 45 мм).
- Серия «Л-XIII» водоизмещением 1200 т.
- Серия «Щ» («Щука») водоизмещением 580 тонн.
- Серия «С», 780 т, вооружена шестью ТА и двумя орудиями – 100 мм и 45 мм.
- Серия «К». Водоизмещение – 2200 т. Разработанный в 1938 году подводный крейсер, развивающий скорость в 22 узла (надводное положение) и 10 узлов (подводное положение). Лодка океанского класса. Вооружена шестью торпедными аппаратами (6 ТА носовых и 4 кормовых).
- Серия «М» – «Малютка». Водоизмещение – от 200 до 250 т (в зависимости от модификации). Проекты 1932 и 1936 годов, 2 ТА, автономность – 2 недели.
«Малютка»
Субмарины серии «М» представляют собой самые компактные подводные лодки Второй мировой войны СССР. Фильм «ВМФ СССР. Хроника Победы» рассказывает о славном боевом пути многих экипажей, умело использовавших уникальные ходовые характеристики этих кораблей в сочетании с их малыми размерами. Иногда командирам удавалось незаметно подобраться в хорошо защищенные базы противника и уйти от преследования. «Малютки» можно было перевозить по железной дороге и спускать на воду в Черном море и на Дальнем Востоке.
Наравне с достоинствами серия «М» имела, конечно, и недостатки, но без них никакая техника не обходится: непродолжительная автономность, всего две торпеды при отсутствии запаса, теснота и утомительные условия службы, связанные с немногочисленностью экипажа. Эти трудности не помешали героическим морякам-подводникам одержать внушительные победы над врагом.
В разных странах
Интересны количества, в которых подводные лодки Второй мировой войны находились на вооружении флотов разных стран перед войной. По состоянию на 1939 год самым большим парком субмарин обладал СССР (свыше 200 шт.), за ним следовал мощный итальянский подводный флот (более сотни единиц), третье место занимала Франция (86 шт.), четвертое – Великобритания (69), пятое – Япония (65) и шестое – Германия (57). В ходе войны соотношение сил поменялось, и этот список выстроился практически в обратной последовательности (за исключением числа советских лодок). Помимо спущенных на воду на наших судоверфях в строю ВМФ СССР находилась и субмарина английской постройки, вошедшая в состав Балтийского флота после присоединения Эстонии («Лембит», 1935).
После войны
Отгремели сражения на суше, в воздухе, на воде и под ней. В течение многих лет советские «Щуки» и «Малютки» продолжали защищать родную страну, затем их использовали для обучения курсантов морских военных училищ. Некоторые из них стали памятниками и музеями, другие ржавели на кладбищах подводных лодок.
Субмарины за прошедшие после войны десятилетия почти не принимали участия в боевых действиях, которые постоянно происходят в мире. Случались локальные конфликты, иногда перераставшие в серьезные войны, но субмаринам боевой работы не находилось. Они становились все более скрытными, двигались тише и быстрее, получили благодаря достижениям ядерной физики неограниченную автономность.
Источники:
http://cccp.temadnya.com/1600115174912559319/podvodnye-lodki-sssr-i-germanii-vtoroj-mirovoj-vojny/