Династия романовых – алексей михайлович. Скончался царь алексей михайлович
Тишайший Царь
Ко дню памяти Царя Алексея Михайловича
29 января (старый стиль) 1676 года скончался второй Царь из Династии Романовых Алексей Михайлович. Его царствование выпало на тяжелую пору в жизни Русского государства: соляной и медный бунты, вызванные неудачными реформами; восстания в Новгороде и Пскове; церковная реформа Патриарха Никона, приведшая к расколу русского общества и Церкви; многолетнее «Соловецкое возмущение» и превратившееся в настоящую войну восстание Степана Разина; кризис в отношениях между церковной и государственной властью, закончившийся низложением и ссылкой Патриарха Никона. Вместе с тем, в годы правления Алексея Михайловича продолжалось совершенствование государственного аппарата и армии: создавались новые приказы, массовым стало создание полков нового строя. В 1649 году было составлено и издано Соборное уложение, ставшее первым полным сводом законов, действующих на всей территории Русского государства. По решению Переяславской Рады и Земского собора 1654 года к России была присоединена левобережная Украина. Продолжалось колонизационное движение в Сибирь, сопровождавшееся основанием новых городов – Нерчинска, Иркутска, Пензы и др.
Алексей Михайлович родился 19 марта 1629 г. и был сыном Царя Михаила Федоровича и его второй жены Евдокии Лукьяновной Стрешневой. С пятилетнего возраста царевич Алексей под надзором боярина Бориса Морозова приступил к учению и на 14-м году был торжественно «объявлен» народу. А уже в 16 лет, лишившись отца и матери, Алексею Михайловичу суждено было взойти на российский престол и принять на себя ответственность за судьбу России.
Каким же был этот русский Царь по своему облику, характеру, привычкам и темпераменту?
«Царь Алексей Михайлович имел наружность довольно привлекательную: белый, румяный, с красивою окладистою бородою, хотя с низким лбом, крепкого телосложения и с кротким выражением глаз», – отмечал Н.И.Костомаров. По словам другого известного историка, С.М.Соловьева, «новый Царь добротою, мягкостию, способностию сильно привязываться к близким людям был похож на отца своего, но отличался большею живостью ума и характера и получил воспитание, более сообразное своему положению».
Всеми отмечалась религиозность Алексея Михайловича, строгое соблюдение им постов, ревностное исполнение Государем церковных обрядов. По словам современника, «ни один монах не превзойдет его в строгости постничества». При этом Алексей Михайлович проявлял большое смирение и к земной славе был равнодушен. «А мне грешному, – писал он, – здешняя честь, аки прах». «Он был чрезвычайно благочестив, – писал Н.И.Костомаров, – любил читать священные книги, ссылаться на них и руководиться ими; никто не мог превзойти его в соблюдении постов: в великую четыредесятницу этот Государь стоял каждый день часов по пяти в церкви и клал тысячами поклоны, а по понедельникам, средам и пятницам ел один ржаной хлеб. Даже в прочие дни года, когда церковный устав разрешал мясо или рыбу, Царь отличался трезвостью и умеренностью, хотя к столу его и подавалось до семидесяти блюд, которые он приказывал рассылать в виде царской подачи другим. Каждый день посещал он богослужение, хотя в этом случае и не был вовсе чужд ханжества, которое неизбежно проявится при сильной преданности букве благочестия; так, считая большим грехом пропустить обедню, Царь, однако, во время богослужения разговаривал о мирских делах со своими боярами. Чистота нравов его была безупречна: самый заклятый враг не смел бы заподозрить его в распущенности: он был примерный семьянин». По словам английского доктора С.Коллинза, служившего при царском дворе, Великий пост Государь соблюдал следующим образом: «Царь Алексей обедал только по три раза в неделю, а именно: в четверток, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полпива. Рыбу он кушал только два раза в Великий пост и соблюдал все семь недель поста. Кроме постов, он ничего мясного не ел по понедельникам, средам и пятницам (. ) Можно считать, что он постился восемь месяцев в год, включая шесть недель Рождественского поста и две недели других постов».
Благодаря трудам известного русского археолога и историка И.Е.Забелина мы можем представить себе, каков был распорядок дня тишайшего Царя:
«Государь вставал обыкновенно часа в четыре утра. Постельничий при пособии спальников и стряпчих подавал Государю платье и убирал его. Умывшись, Государь тотчас же выходил в Крестовую, где его ожидали духовник или крестовый поп и крестовые дьяки. Духовник или крестовый священник благословлял Государя крестом, возлагая на чело и ланиты, причем Государь прикладывался ко кресту и потом начинал утреннюю молитву. В то же время один из крестовых дьяков поставлял пред иконостасом на налое образ святого, память которого праздновалась в тот день. По совершении молитвы, которая продолжалась около четверти часа, Государь прикладывался к этой иконе, а духовник окроплял его святою водою. (. ) После моленья крестовый дьяк читал духовное слово: поучение, из особого сборника слов, распределенных для чтения в каждый день на весь год. (. ) Окончив утреннюю крестовую молитву, Государь, если почивал особо, посылал ближнего человека к Царице в хоромы спросить ее о здоровье, как почивала? Потом сам выходил здороваться с нею в ее переднюю или столовую. После того они вместе слушали в одной из верховых церквей заутреню, а иногда и раннюю обедню. Между тем с утра же рано собирались во дворец все бояре, окольничие, думные и ближние люди – “челом ударить Государю” и присутствовать в царской Думе. (. ) Поздоровавшись с боярами, поговорив о делах, Государь в сопровождении всего собравшегося синклита шествовал часу в девятом к поздней обедне в одну из придворных церквей. Если же тот день был праздничный, то выход делался в собор или к празднику, т.е. в храм или монастырь, сооруженный в память празднуемого святого. В общие церковные праздники и торжества Государь всегда присутствовал при всех обрядах и церемониях. Поэтому и выходы в этих случаях были гораздо великолепнее, торжественнее. Обедня продолжалась часа два. В удобное время и здесь Государь принимал от думных людей доклады, разговаривал о делах с боярами, отдавал приказания. (. ) После обедни в комнате в обыкновенные дни Государь слушал доклады, челобитные и вообще занимался текущими делами. Заседание и слушание дел в комнате оканчивалось ок. 12 ч. утра. Бояре, ударив челом Государю, разъезжались, а Государь шел к столовому кушанью, или обеду, к которому иногда приглашал и некоторых из бояр, самых уважаемых и близких; но большею частью Государь кушал один. Обыкновенный стол его не был так изыскан и роскошен, как столы праздничные, посольские и др. В домашней жизни Цари представляли образец умеренности и простоты. По свидетельству иностранцев, к столу Царя Алексея Михайловича подавались всегда самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага или легкое пиво с коричным маслом, а иногда одна только коричная вода. (. ) После обеда Государь ложился спать и обыкновенно почивал до вечерен, часа три. В вечерню снова собирались во дворец бояре и прочие чины, в сопровождении которых Царь выходил в верховую церковь к вечерне. После вечерни иногда также слушались дела или собиралась Дума. Но обыкновенно все время после вечерни до вечернего кушания, или ужина, Государь проводил уже в семействе или с самыми близкими людьми. Время это было отдыхом, и потому оно посвящалось домашним развлечениям и увеселениям, свойственным веку и вкусам тогдашнего общежития».
Но приверженность традициям Церкви причудливо сочетались у Алексея Михайловича с увлечением астрологией, а трепетное отношение к обычаям русской старины с тягой к европейским новшествам. Наряду со старинной царской «забавой» – соколиной и псовой охотой, Государь был увлечен европейской музыкой и завел при Дворе первый театр, пригласив иностранных актеров, которые стали устраивать «комедийные действа», ранее воспринимавшиеся на Руси как «бесовская игра» и «пакость душевная». (Впрочем, тут следует заметить, что Царь Алексей Михайлович советовался по вопросу об учреждении театра со своим духовником, который разрешил ему театральные зрелища, приводя в оправдание примеры византийских императоров).
Побывав в годы войны со Швецией и Польшей в таких «западных» городах как Витебск, Полоцк, Могилев, Ковно, Гродно и Вильно, Алексей Михайлович приступил к переустройству придворной обстановки на западный лад, осуществив во дворце «евроремонт»: на стенах дворца появились «золотые кожи» (обои), обстановку украсила мебель, сделанная на немецкий и польский манер, русскую резьбу сменила резьба во вкусе немецкого рококо. По словам историка В.О.Ключевского, Алексей Михайлович «старался устроить придворную жизнь у себя наподобие польского королевского двора». Но не только в этих мелочах проявилось «западничество» Государя. Достаточно вспомнить, что учителем к старшим детям Царя – будущему Государю Федору Алексеевичу и царевне Софье – был приглашен Симеон Полоцкий – ученый монах западнических воззрений и тайный униат, принадлежавший к Базилианскому ордену.
Что же касается личных качеств Государя, то современники отмечали мало темных сторон
в его характере. По общему мнению, Алексей Михайлович обладал созерцательной и пассивной натурой. Оказавшись как бы на перекрестке между двумя направлениями, старорусским и западническим, Царь старался примирить и сочетать их.
Являясь по природе своей человеком с мягким и податливым характером, «гораздо тихим», Алексей Михайлович нередко подпадал под влияние более сильных по характеру людей (Борис Морозов, Патриарх Никон, Артамон Матвеев). Но добродушие и мягкость характера сочетались у Царя со вспышками гнева. Бывало, что прогневавшись на кого-то, Алексей Михайлович осыпал провинившегося перед ним бранными словами, а то и «награждал» тумаками. Но при этом Государь был отходчив и довольно часто после вспышки гнева искал примирения и осыпал пострадавшего милостями и подарками. Однажды Царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», велел боярам испробовать то же средство. Когда же боярин Родион Стрешнев не согласился, Царь Алексей собственноручно «смирил» старика, но затем не знал, какими подарками его задобрить.
«От природы он отличался самыми достохвальными личными свойствами, был добродушен в такой степени, что заслужил прозвище “тишайшего”, хотя по вспыльчивости нрава позволял себе грубые выходки с придворными, сообразно веку и своему воспитанию, и однажды собственноручно оттаскал за бороду своего тестя Милославского, – писан Н.И.Костомаров. – Впрочем, при тогдашней сравнительной простоте нравов при московском дворе, Царь вообще довольно бесцеремонно обращался со своими придворными. Будучи от природы веселого нрава, Царь Алексей Михайлович давал своим приближенным разные клички и в виде развлечения купал стольников в пруду в селе Коломенском». Но, продолжал далее историк, «Алексей Михайлович принадлежал к тем благодушным натурам, которые более всего хотят, чтоб у них на душе и вокруг них было светло; он неспособен был к затаенной злобе, продолжительной ненависти и потому, рассердившись на кого-нибудь, по вспыльчивости мог легко наделать ему оскорблений, но скоро успокаивался и старался примириться с тем, кого оскорбил в припадке гнева».
Современники и историки также обращали внимание на большой природный ум и хорошую образованность Государя. Царь много читал, писал письма, пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в стихосложении, знал иностранные языки. Кроме того, Алексей Михайлович известен и как гимнограф. Известный русский историк С.Ф.Платонов так писал об этом Царе: «Он был прекрасно знаком с литературой того времени и до тонкости усвоил себе книжный язык. В серьезных письмах и сочинениях Царь любил пускать в ход книжные обороты, употреблять цветистые афоризмы. каждый афоризм продуман, из каждой фразы глядит живая мысль».
Ко дню своей кончины Государь еще не был стар. По словам Костомарова, Алексей Михайлович «долго пользовался хорошим здоровьем; только чрезмерная тучность расстроила его организм и подготовила ему преждевременную смерть». В январе 1676 года Государь почувствовал упадок сил. 28 января, когда стало ясно, что конец близок, Алексей Михайлович благословил на царство сына Феодора, приказал выпустить из тюрем всех узников, освободить из ссылки всех сосланных, простить все казенные долги и заплатить за тех, которые содержались за долги частные, причастился Святых Тайн, соборовался и спокойно ожидал кончины. На следующий день, 29 января, в 9 часов вечера, три удара в колокол Успенского собора возвестили народу о смерти тишайшего Царя, «самого доброго из русских Царей».
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Две семьи царя Алексея Михайловича (или история двух русских Золушек 17 в.)
Царица Мария Ильинична Милославская
Второй представитель династии Романовых царь Алексей Михайлович (1645-1676) был сыном царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны Стрешневой (этот брак оказался наиболее удачным для Михаила Федоровича, поскольку обеспечил династию Романовых наследником престола). Однако начало семейной жизни Тишайшего царя, как вошел в отечественную историю отец Петра Великого, было таким же неудачным, как и у Михаила Федоровича.
Когда царю исполнилось 18 лет, в 1647 г. для него был устроен смотр невест, на котором он выбрал дочь мелкопоместного дворянина из Касимова Евфимию Всеволожскую. Однако воспитатель царя боярин Б.И. Морозов задумал расстроить брак царя, так как хотел его женить на Марии Милославской, а на ее сестре жениться сам. Морозов подкупил царского парикмахера, который туго затянул волосы царской невесты, от чего та упала в обморок. После этого Всеволожскую обвинили в тяжкой болезни и сослали с родственниками в Тюмень. Таким образом, повторилась история Марии Хлоповой.
Вскоре боярин Морозов представил царю другую невесту – Марию Ильиничну Милославскую, дочь стольника Ильи Даниловича Милославского, которому он покровительствовал. Невеста царю понравилась, доктора признали ее здоровой. Свадьба Марии Ильиничны и Алексея Михайловича состоялась 16 февраля 1648 г., причем, согласно царскому указу, на ней исполнялись только духовные песнопения.
Мария Ильинична, как и ее предшественница Евдокия Лукьяновна, была незнатного происхождения и, по утверждению многих современников, собирала с сестрой грибы и продавала на рынке грибы, чтобы прокормить семью.
В браке Марии Ильиничны и Алексея Михайловича родилось 13 детей, из них пережили отца будущие цари Федор и Иван V и дочери правительница Софья, Екатерина, Марфа, Мария и Феодосия. Остальные дети умерли еще при жизни царя. Мария Ильинична была старше супруга на 5 лет.
Царица Мария активно занималась благотворительностью. Во время похода царя Алексея Михайловича в Польшу в 1654 г. царица на свои средства устраивала лечебницы для больных и увечных. Покровительствовала Мария Ильинична и Сретенскому монастырю в Москве, который был связан с культом небесной покровительницы царицы св. Марии Египетской. С тех пор культ Марии Египетской стал государственным праздником с участием царской семьи, бояр и высшего духовенства во главе с патриархом.
Умерла Мария Ильинична 3 марта 1669 г. в возрасте 44 лет от родовой горячки. Первый брак Алексея Михайловича продолжался 21 год. Похоронена, как и другие русские царицы допетровского времени, в женском Воскресенском монастыре Кремля.
Царица Наталья Кирилловна Нарышкина
Вторая жена царя Алексея Михайловича Наталья Кирилловна Нарышкина была единственной русской царицей, которая смогла добиться регентства при малолетнем сыне-царе (пусть даже и недолгого).
Наталья Кирилловна была дочерью мелкопоместного дворянина Кирилла Полуэктовича Нарышкина и его жены Анны Леонтьевны. До замужества она воспитывалась в доме влиятельного боярина Артамона Матвеева, где ее заметил царь Алексей Михайлович, незадолго до этого овдовевший. Девушка понравилась царю, и он распорядился привести ее во дворец. После этого традиционный смотр невест был уже чистой формальностью. Свадьба Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны состоялась 22 января 1671 г. Разница в возрасте между супругами была 22 года (царю в тот момент был 41 год, Наталье Кирилловне – 19).
Второй брак Алексея Михайловича также сложился удачно, хотя и продлился всего 5 лет. Однако уже в то время при дворе начинались трения между Нарышкинами, родственниками новой царицы, и Милославскими, родственниками первой жены Алексея Михайловича, которые почувствовали себя обделенными властью. Во втором браке царя родилось трое детей: сын Петр, будущий царь и император и преобразователь России и две дочери Наталья и Феодора, умершая в детстве.
После смерти Алексея Михайловича 30 января 1676 г. царем стал Федор Алексеевич (1676-1682) (старший сын царя от М.И. Милославской). Нарышкины были оттеснены от трона, хотя царица Наталья еще сохранила какое-то влияние при дворе, поскольку царь Федор был крестным Петра и уделял большое внимание его воспитанию и образованию. Болезненный Федор Алексеевич был бездетным (первая жена Агафья Грушецкая умерла после рождения ребенка, который не выжил. вторая жена Марфа Апраксина надолго пережила супруга), поэтому после его смерти остро встал вопрос о престолонаслледии.
27 апреля 1682 г. после ранней смерти (в 21 год) Федора Алексеевича партия Нарышкиных стала продвигать на престол Петра, а партия Милославских – Ивана. Первоначально провозгласили царем Петра (из-за болезненности и слабоумия Ивана), за которого было большинство бояр и патриарх Иоаким. Регентшей при малолетнем сыне стала Наталья Кирилловна, но власть она удержать не смогла из-за мягкости и нерешительности характера. Царевна Софья и Милославские спровоцировали стрелецкий бунт в Москве, в ходе которого погибли многие родственники Натальи Кирилловны. 23 мая, под давлением стрельцов, Петр I (10 лет) был провозглашен “младшим” царем, а Иван V (16 лет) – “старшим” царем, а Софья стала правительницей государства. После этого Наталья Кирилловна с сыном была вынуждена удалиться в село Преображенское. Во время правления Софья напряженность между дворами в Москве и Преображенском возрастала, а после женитьбы Петра, по настоянию матери, на Евдокии Лопухиной он стал считаться совершеннолетним и больше не нуждался в опеке.
В 1689 г. Софья и ее правительство были свергнуты, и началось самостоятельное правление Петра. Однако молодой царь, увлеченный военными потехами, фактически передал управление страной матери. Однако Наталья Кирилловна по-прежнему имела небольшое влияние на государственные дела, но, судя по переписке с Петром, оказывала на сына большое влияние. Петр с почтением относился к матери, но часто поступал по-своему. Частые отлучки сына в морские путешествия и на военные потехи беспокоили Наталью Кирилловну. Она хотела, чтобы Петр больше времени проводил с семьей (женой и сыном Алексеем). 4 февраля 1694 г. Наталья Кирилловна умерла в возрасте 42 лет от болезни сердца. Петр, искренне горевавший о смерти матери, принял полновластное правление государством.
Таким образом, две жены царя Алексея Михайловича были русскими Золушками 17 в. Неожиданно для себя став царицами, они, как могли, помогали своему супругу в семейных делах, а вторая супруга царя Алексея правила государством (пусть не очень умело) в период малолетства и первые годы самостоятельного правления своего сына Петра.
Царь Алексей Михайлович Романов: биография, годы правления и интересные исторические факты
Царя Алексея Михайловича Романова прозвали Тишайшим. Он отличался от своих предшественников искренней богобоязненностью, образованностью и даже великодушием. Однако период в российской истории, на который пришлись годы правления Алексея Михайловича Романова, нельзя назвать спокойным.
Тринадцать лет продолжалась русско-польская война. В Москве разразился народный бунт, вызванный установлением новой пошлины на соль. В Русской Православной Церкви произошел раскол. Все это события, произошедшие в годы правления царя Алексея Михайловича Романова.
Детство
В возрасте пяти лет будущий царь начал учиться грамоте. Его воспитателем стал боярин Борис Морозов. В ранние годы правления Алексея Михайловича Романова этот человек в решении государственных дел играл не последнюю роль. Морозов оказывал на цесаревича влияние, от которого ему не просто было избавиться. Второй из рода Романовых с ранних лет очень любил книги. К двенадцати годам он собрал небольшую библиотеку. Повзрослев, увлекся и охотой.
Шестнадцатилетний царь
В ночь с 12 на 13 июля 1649 года неожиданно и тихо умер первый из рода Романовых – Михаил Федорович. Однако он успел благословить на царство единственного сына. Бояре поспешно присягнули новому государю. Так Алексей Михайлович Романов начал царствовать, но не править.
Люди в Средневековье взрослели, конечно, быстро. Тем не менее шестнадцатилетний Михаил мало был осведомлен в государственных делах. На престоле оказался бойкий и живой молодой человек, не умевший управлять страной, но знавший толк в охоте и церковных песнопениях.
Начало царствования
Алексей Михайлович Романов был относительно мягким правителем. Когда он взошел на престол, был совершенно не готов к решению вопросов внешней и внутренней политики. В первые годы сын Михаила Федоровича прислушивался к мнению своего родственника Бориса Морозова.
В 1647 году молодой царь Алексей Михайлович Романов задумывал жениться. Его избранницей стала дочь Рафа Всеволожского. Но вмешался Морозов. Боярин сделал все, дабы «правильно» женить молодого царя. Алексей Михайлович, находясь под влиянием интригана, заключил брак с Марией Милославской. Сам же Морозов вскоре женился на ее сестре. Так он, наряду с Милославским, укрепил свое положение при дворе.
Авторитет Морозова резко упал после бунта, произошедшего в 1648 году. Незадолго до этого была установлена новая пошлина на соль. Она превосходила рыночную цену и вызвала сильнейшее недовольство населения.
Соляной бунт
Даже в самой краткой биографии Алексея Михайловича Романова упоминается это восстание. Это был самый крупный бунт в годы его правления. Причины восстания – недовольства населения политикой Бориса Морозова. Цены на соль повысились в несколько раз, увеличились налоги.
В восстании принимали участие ремесленники, посадские люди и стрельцы. Был устроен поджог в Китай-городе, разорены боярские дворы. Погибло несколько сотен человек. Но Соляной бунт сыграл важную роль в дальнейшей политической жизни страны. В краткой биографии Алексея Михайловича Романова непременно сказано о своде законов, которые тот издал после подавления восстания. Об этом более подробно рассказано ниже. Какие события предшествовали Соляному бунту? Как отреагировал Алексей Михайлович на восстание, вызванное политикой Морозова?
В первые годы царствования молодой правитель пытался установить равновесие в бюджете, выработать надежную финансовую систему. Морозов же предложил провести реформы, которые будут направлены на пополнение казны, восстановление налоговой системы.
Алексей Михайлович Романов, будучи в то время еще неопытным правителем, последовал советам родственника. Был введен налог на ввоз соли, в результате чего цена на этот товар у торговцев существенно возросла. В 1647 году пришлось отказаться от поставки соли. Налог отменили. В то же время увеличились сборы с “черных” слобод. Тяжесть налогового бремени теперь легла на плечи мелких торговцев, ремесленников.
Соляной бунт – одно из ярчайших событий в биографии Алексея Михайловича Романова. Кратко о Морозове можно сказать так: царский воспитатель, фактический правитель государства. Но после бунта позиция царя изменилась. Морозова он отправил подальше от Москвы. Алексей Михайлович издал указ, который отсрочил взимание налогов и успокоил восставших. Морозов вскоре вернулся, но уже такой роли, как прежде, в управлении государством не играл. Еще одним итогом бунта стало составление кодекса законов.
Соборное уложение
Описываяя кратко биографию Алексея Михайловича Романова, стоит рассказать о своде законов, действовавшем почти два столетия. Соборное уложение было принято в 1649 году.
Первым русским-бюрократом самодержцем стал царь Алексей Михайлович Романов. Биография этого правителя не привлекает столь широкого внимания, как, например, жизнеописание его сына Петра I. Алексея Михайловича не называют великим царем. Но в годы его правления появились важные нововведения. Его предшественники никогда не брали в руки бумаг, считая, что это не подобает их сану. Алексей Михайлович Романов не только издал новый свод законов, но и собственноручно просматривал челобитные.
Для составления Уложения царь созвал специальную комиссию, которую возглавил князь Никита Одоевский. Собор проходил с участием представителей посадских общин. Слушанье проводилось в двух палатах. В одной восседал царь, Освященный Собор и Боярская Дума. В другой – люди разных чинов. Соборное уложение действовало вплоть до середины XIX столетия. Именно с издания этого документа начинает свою историю российское крепостничество.
Церковная реформа
Итак, новый период в биографии царя Алексея Михайловича Романова начинается после Соляного бунта. Правитель возмужал и уже более не нуждался в советчиках. Правда, у власти вскоре оказалась личность, которая проявила куда большее честолюбие, нежели Морозов. А именно патриарх Никон.
Общительная, мягкая натура Алексея Михайловича нуждалась в друге. И этим добрым другом стал Никон, бывший в то время Новгородским митрополитом. Это был не только священнослужитель, но талантливый политик и хороший хозяйственник. В марте 1650 года Никон усмирил мятежников, чем заслужил доверие царя. С 1652-го он принимал активное участие в делах государства.
Патриарх Никон провел церковную реформу по поручению Алексея Михайловича. Она касалась прежде всего церковных книг и обрядов. В Московском Соборе реформу одобрили, но предложили совместить греческие и русские традиции. Никон был личностью волевой, своенравной. Он получил неограниченную власть над верующими, и эта власть опьянила его. Вскоре патриарх выступил с идеей о первенстве церковной власти, что не могло быть одобрено царем. Алексей Михайлович был мягким, но умел проявлять твердость в решительные моменты. Он прекратил посещать богослужения Никона в Успенском соборе и отныне не приглашал Никона на торжественные приемы. Это стало серьезным ударом для самолюбивого патриарха.
Однажды во время проповеди в Успенском соборе Никон заявил о сложении своих обязанностей. От сана он не отказался, но и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон был уверен, что царь рано или поздно раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако этого не произошло.
В то время как Никон находился в Новоиерусалимском монастыре, Алексей Михайлович готовил церковный суд над ним. В 1666 году был созван Московский Собор. Патриарха привезли под конвоем. Царь обвинил его в том, что тот отрекся от патриаршества без его ведома. Присутствовавшие поддержали Алексея Михайловича. Никона судили, лишили сана и заточили в монастырь.
Реформа армии
В 1648 году царь начал военную реформу. В течение шести лет проводилось укрепление лучших частей “старого строя”. Появились новые полки: солдатские, рейтарские, драгунские, гусарские. Царь нанял огромное количество специалистов из Европы, что стало возможным благодаря окончанию Тридцатилетней войны.
Ухудшение русско-польских отношений
В то время как русский царь задумал военную реформу, в Речи Посполитой началось восстание украинских казаков. Во главе их встал гетман Хмельницкий. Казаки победили, но вскоре начали терпеть поражение и попросились в подданство к Алексею Михайловичу. Они надеялись, что гнет русского царя окажется менее тяжелым.
В Москве, недолго думая, решили не упускать богатые украинские земли. Казаки стали подданными русского царя. Это привело к разрыву с Польшей.
Начало войны
На картинах и сделанных с них фото Алексей Михайлович Романов выглядит как статный дородный мужчина. Настоящий русский царь. Именно таким он и был, согласно записям современников, к началу войны с Польшей.
Весной 1654 года русские войска заняли Могилев, Оршу, Смоленск. Спустя несколько месяцев против Речи Посполитой выступили шведы, которые захватили Краков и Варшаву. Польский король поспешно покинул страну. Под натиском русской армии пали Вильно, Минск, Гродно. В Речи Посполитой начался “Потоп”, о котором рассказал в своем знаменитом романе Генрик Сенкевич.
Война со Швецией
К весне 1656 года конфликт еще больше обострился. В мае русский царь объявил и Швеции войну. Осада Риги началась успешно, но едва не закончилась поражением русского войска. Пришлось отступать. Воевать на два фронта российской армии оказалось весьма тяжело. Начались русско-польские переговоры, которые продолжались довольно долго. Русский царь требовал Литву, поляки настаивали на возвращении украинских земель. Перемирие врагам пришлось заключить из-за угрозы нового шведского наступления.
Восстание Разина
Едва царю удалось урегулировать отношения с Польшей, как начались внутренние беспорядки. На юге страны поднял восстание казак Степан Разин. Он взял Яицкий городок, ограбил несколько персидских кораблей. В мае 1670 года Разин отправился на Волгу, где взял Черный Яр, Царицын, Астрахань, Самару и Саратов. Но под Симбирском мятежников захватили. Степана Разина казнили в Москве в 1671 году. А вскоре началась война с Турцией, которая завершилась уже после смерти Романова Алексея Михайловича (годы правления царя – 1645-1676). Война с Турцией закончилась двадцатилетним миром в 1681-м.
Жены и дети
Как уже было сказано, первой женой царя стала Мария Милославская. В этом браке на свет появилось 13 детей. Среди них – Федор III, Иван IV и Софья. Мария Милославская скончалась в 1669 году при родах, произведя на свет Евдокию. Девочка прожила всего два дня. Спустя три года царь женился на Наталье Нарышкиной. Дети Алексея Михайловича от второй жены – Наталья, Феодор, Петр.
В 1674-м царь объявил своим наследником сына Федора. Спустя два года Алексей Михайлович Романов скончался от сердечного приступа. Ему было 47 лет.
Источники:
http://ruskline.ru/history/2014/02/11/tishajshij_car/
http://pikabu.ru/story/dve_semi_tsarya_alekseya_mikhaylovicha_ili_istoriya_dvukh_russkikh_zolushek_17_v_4821138
http://www.syl.ru/article/378544/tsar-aleksey-mihaylovich-romanov-biografiya-godyi-pravleniya-i-interesnyie-istoricheskie-faktyi